Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics

Амурская область: космодром «Восточный», строительство моста в Китай и... безработица

Обсуждаем, как живется в разных регионах России, в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Обсуждаем, как живется в разных регионах России, в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда»

Обсуждаем, как живется в разных регионах России, в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда»

Афонина:

- Добрый день! С вами, как всегда, Анастасия Бондарева.

Бондарева:

- Здравствуйте!

Афонина:

- И я, Елена Афонина. Сегодня мы отправимся на юго-восток Российской Федерации. В Амурскую область. И, кстати, там губернатор один из самых молодых. Александр Козлов. Ему чуть больше?

Бондарева:

- 35 лет. Совсем немного. Он достаточно новый губернатор. В сентябре он официально заступил на этот пост. Избавился от приставки «ио». Он молодой губернатор и по сроку, и по возрасту. Но скоро год, как он на посту. И есть, с чего спросить. Кстати, политическое прошлое, несмотря на молодой возраст, у него достаточно серьезное. Он успел побывать и мэром Благовещенска, и возглавлял министерство ЖКХ своего региона.

Афонина:

- И честь ему делает то, что он победил и в одном, и в другом случае в результате выборов.

Бондарева:

- Лена, ты права. Тогда выбирали мэром Благовещенска именно общим голосованием. Наверное, стоит сказать, если мы говорим об Амурской области, что в апреле этого года мы все за ней наблюдали, когда там запускали наш новый космодром «Восточный». Президент приезжал. Помню, что не с первого раза там все получилось, но пуск был успешный. Следующий запуск будет только в 17-м году, а с 18-го планируют постоянные пуски. И в перспективе до 10 в год.

Афонина:

- С космодромом «Восточный» было связано огромное количество скандалов, уголовных дел заведено. Мы сейчас не о космодроме будем говорить, о состоянии самой Амурской области. Насколько я понимаю, что помимо проблем, там есть весьма интересные проекты.

Бондарева:

- Конечно, проблем в регионе хватает. Это и безработица, которая растет. По итогам года полторы тысячи безработных только официально. И цены, которые растут, и зарплата, которая не растет. Но планов и проектов, которые эту ситуацию могут исправить, очень много. Проекты глобальные. Давайте узнаем, на что еще власти региона делают ставку.

- Сегодня в Амурской области созданы сразу две территории опережающего развития. Построен цементный завод, идет строительство нефтеперерабатывающего завода. В ближайшее время совместно с китайцами должно начаться строительство автомобильного моста из Амурской области в Поднебесную. В рамках другого ТОРа (Белогорск) идет строительство завода по глубокой переработке сои. Это будет единственное предприятие такого рода в России. Запустить завод планируют к концу года. В планах создание еще одной территории опережающего развития, где будет строить газоперерабатывающий завод.

Все это много миллиардные инвестиции, тысячи рабочих мест. Но поможет ли это сделать Приамурье привлекательным, прежде всего, для самих дальневосточников? В рейтинге российских регионов по качеству жизни, составленным агентством РИА Рейтинг, по итогам 2015года Амурская область занимает лишь 63 место.

Афонина:

- По ТОРам. Там ведь благодаря тому, что в апреле прошла встреча с президентом и обсуждали вопросы ТОРов, там сумма довольно солидная. По двум ТОРам, которые есть и в разработке, 137 миллиардов инвестиций.

Бондарева:

- И это еще не все. В разработке еще одна территория опережающего развития. Мы накануне эфира связались с губернатором Амурской области Александром Александровичем Козловым. И вот что он нам ответил, что ждут власти региона от реализации этих проектов.

Козлов:

- ТОР «Приамурский» создан у нас в 2015 году, подписано два соглашение с резидентами на общую сумму инвестиций 123 миллиарда рублей. Из них уже инвестировано 4 миллиарда. На предприятиях предполагается создание новых рабочих мест – больше 1300. На сегодня уже создано 90. :Есть резидент, который уже сегодня запустил производство. Это цементный завод. Планируется строительство моста с участием федеральных денег, областных, на заемные деньги. И к этому мосту будет примыкать вторая площадка этого ТОРа для последующего логистического комплекса, который позволит, возможно, наладить там и переработку завозимых товаров для того, чтобы способствовать развитию экономики.

ТОР «Белогорский» - это чисто ТОР агропромышленный. Объем инвестиций, который планируется – миллиард двести. Планируется создать более 400 мест. На сегодня создано 134 места. У нас самый главный проект сегодня реализуется для нас в сельском хозяйстве – это завод в Амурске, который предусматривает глубокую переработку сои с мощностью в 240 тысяч тонн. Предприятие, которое участвует в этом проекте, давно на Амурской области. И мы очень рады, что все деньги они располагают в переработку. А переработка в сельском хозяйстве – это налоговая база в последующем.

Так же вопрос ставится и о других проектах. Таких, как «ТОР» Свободный». Это под будущее строительство двух заводов: газоперерабатывающего и завода нефтехимии. Уже будут выделены дополнительные деньги на коммуникации, потому что к этому заводу нужно будет строить дополнительную инфраструктуру для проживания. Потому что в город приедет больше пяти тысяч специалистов. К сожалению, сегодня город не обладает этой инфраструктурой.

Афонина:

-Это был официальный ответ нашей программе. И, действительно, ТОРы – это довольно перспективно для края, но вот мы всегда говорим о каких-то радостях региона и тут же переходим к «но».

Бондарева:

- Да. Несмотря на такие глобальные и серьезные проекты, которые вот-вот запускаются, в разработке, цифры серьезные, но население области сокращается именно за счет миграции. К сожалению, люди уезжают. И почему-то их не останавливают такие проекты, участие в них и возможные новые детские сады и школы, дороги, рост зарплат.

Афонина:

- Да. Люди, увы, уезжают из области.

Бондарева:

- И уезжают больше, чем из других регионов Дальнего Востока. Цифры серьезные и, судя по ним, тенденции, что ситуация меняется, не прослеживается. Давайте послушаем, как обстоит ситуация.

- Одна из главных проблем Амурской области – отток населения. Если в 2014 году число жителей региона сократилось примерно на полторы тысячи человек, то в 2015 году на 4 тысячи. Причина, как сообщает Амурстат, растущие масштабы миграции. По итогам прошлого года область заняла 20 место в стране по снижению численности населения. При этом большинство амурчан (38 процентов) уехали в соседние дальневосточные регионы. В основном в Хабаровский край и в Приморье, а так же в Москву, Московскую область, в Забайкальский край, Новосибирск, Краснодар. Больше 2 тысяч человек уехали жить за границу, в основном в Китай. Как отмечают эксперты, за последние 25 лет население Амурской области сократилось на четверть. А по неблагоприятному прогнозу Амурстата у 2030 году численность населения в регионе может снизиться еще на 200 тысяч человек.

Афонина:

- Территория Амурской области почти 362 квадратных километра, а плотность населения 2 человека на квадратный километр. Всего сейчас 805 тысяч 689 человек проживает в области. Мы понимаем, что беда – вот четыре тысячи уехали. Подумаешь! Вот из Москвы приезжают и уезжают. Но, простите, Москва – многомиллионный город, а здесь речь идет о сотнях тысяч на всю область!

Почему люди покидают свои дома?

Бондарева:

- Когда готовились к программе, посмотрела я несколько форумов, о чем пишут дальневосточники. И причина, по которой они уезжают, это, конечно, достаточно низкий уровень жизни по сравнению с соседними регионами. Того же Хабаровского края или Приморья. Там проще найти работу с зарплатой повыше.

Кстати, по поводу ТОРов и различных объектов, заводов, которые собираются строить на территории региона и уже строят, многие выражают опасения, а как это скажется на экологии? И одной из причин своего отъезда в другие регионы называют.

Афонина

- У нас гневается Краснодарский край, забрасывает нас сообщениями: «Что это к нам все едут в Краснодарский край! Отправляйтесь в свои регионы!». Кстати, по Краснодарскому краю. Мы посмотрели статистику. В Краснодаоре средняя зарплата 25 тысяч 967 рублей, а в Благовещенске 30 тысяч 400 рублей. Повыше, чем в Краснодарском. Но пониже, чем в Хабаровске. Там 44 тысячи 500 рублей.

С нами на связи ведущий специалист партнерской организации общероссийского фонда «Общественное мнение» по Амурской области, доцент Амурского государственного университета Юрий Магницкий.

Здравствуйте, Юрий Георгиевич!

- Здравствуйте!

Афонина:

- Почему такие интересные проекты в Амурской области? И так об этом хорошо рассказывается! На самом высоком уровне об этом говорится. А люди уезжают.

- Здесь очень много причин. Часть из них уже перечислялась. Но к главным причинам относится все-таки суровый климат в северных районах, слабую базу подготовки в местных вузах, невозможность сделать карьеру и достичь определенного профессионального уровня. Но один из главных минусов – вот это то, о чем шла речь. Это несоответствие зарплат к уровню цен. Зарплаты тут достаточно высокие по отношению, допустим, к средним по России. Но она практически нивелируется текущими расходами жителей. Стоимость потребительской корзины в регионе больше, чем на сорок процентов выше, чем в Дальневосточном регионе вообще. Да и отчасти в Амурской области выше, чем в среднем по России.

С другой стороны, есть много других причин. Например, молодежь, закончив вузы и не найдя достойной работы, хотела бы посмотреть другой мир. Поэтому она уезжает в Москву и Петербург, на юг и в Краснодар. Но, например, на юге она сталкивается с достаточно высоким уровнем коррупции, с тем, что там многие «хлебные» места заняты. И с тем же она сталкивается в Москве и в Питере. И нередко возвращается назад. И начинает работать у нас. Таких случаев немало.

Афонина:

- Хочу напомнить. Дело господина Хорошавина, как мы понимаем, это не краснодарский губернатор был. Вот вы говорите о том, что люди сталкиваются с коррупцией, но, как мы понимаем, это одно из самых громких и резонансных дел с конфискацией имущества в миллиард.

- Да. Безусловно. Я имею в виду просто реакцию людей, которые стремятся уехать на юг. Они сталкиваются там с ситуацией, когда им очень сложно адаптироваться к местным условиям. Нередко бывает. И мы уже сталкивались с тем, что люди, уезжающие в Краснодар, да, они возвращались назад, в Амурскую область. Несмотря на то, что там лучше климат. И таких случаев немало.

Самое главное. Амурская область, в целом ряде городов ведется тотальное строительство. Население обеспокоено влиянием на экологию. Это касается и космодрома «Восточный», и целого ряда других предприятий, которые связаны с ТОРами. Например, Белогорск и так далее. Тем не менее, открываются новые рабочие места. Но многие представители молодежи, которые заканчивают местные вузы, они думают о том, нельзя ли сделать здесь карьеру, хорошо устроиться. Последнее время стали возрастать объемы ввода жилья, в том числе и ведомственного. Некоторые работодатели стали обеспечивать нуждающихся работников жильем. Сама ситуация, несмотря на кризис, несколько меняется. Региональный внутренний продукт, отнюдь, не падает. Многое, что происходит в области, а это, прежде всего, сельскохозяйственный район, он успешно продается, реализуется и приносит определенный доход в областную казну.

Социологи, проводя исследования последнего времени, сталкивались с тем, что здесь достаточно уверенно чувствуют себя, например, такая партия, как «Единая Россия», которая немного не дотягивает по рейтингу до 50 процентов.

Афонина:

- Мы поняли это по праймериз. Спасибо!

Мы спросили, что сподвигло бы вас на переезд в другой регион, почему? И вот нам пишут: «Живу в Волгограде. До недавнего самый бедный город. Хочу в Крым». Да, там тепло.

И вот нам написали. «Если сравнивать зарплаты на юге и Дальнем Востоке, то считать надо один к двум. Расходы на Дальнем Востоке совсем другие».

Нам дозвонился Богдан.

- Здравствуйте. Я из Новосибирска.

Афонина:

- И куда вы собираетесь из Новосибирска?

- В Москву. Куда же можно поехать поработать?

Афонина:

- Из Амурской-то области уезжают не только в Москву. А почему вы в Москву?

- А в Новосибирске что, зарплаты что ли большие? 15 тысяч где-то. Цены как в Москве.

На еду у вас цены поменьше даже.

Афонина:

- По поводу цен на еду. Могут ли региональные власти регулировать эти цены?

- Конечно, могут. Просто не хотят. Это не выгодно им. Все продовольственные рынки, славяне не торгуют на рынках. Приезжают с ближнего зарубежья. Они просто захватили! Какая-то оккупация идет! Все деньги вывозят отсюда!

Афонина:

- Спасибо. Вот Сергей пишет: «Везу груз в Благовещенск. Посмотрю все своими глазами». Позвоните!

Амурская область по некоторым показателям, к сожалению, не впереди других регионов.

Бондарева:

- Показатель по переселению из аварийного жилья людей – это важный момент. Проблема жилья, в частности, в Амурской области вопрос больной. И далеко не все могу себе позволить. Аварийные дома расселяют медленно. Даже наполовину не исполнили программу. Регион в числе аутсайдеров.

И мы позвонили накануне эфира в правительство региона. Пообщались с губернатором. Вот что он рассказал.

- В рамках переселения аварийного жилья Амурская область участвует с 2009 года. За это время по 2016 год мы должны переселить 377 тысяч метров аварийного жилья. На сегодня мы переселили 130 тысяч. В работе находится 42 тысячи. У нас 200 тысяч о сталось невыполненным. Возможности технические Амурской области, к сожалению, очень ограничены, потому что вся стройка по жилью идет в размере 250 тысяч в год. Это и по соцобъектам, и коммерческое жилье. Мы понимаем, что у нас строительный комплекс не выполнит такую задачу. И программа усложняется тем, что у нас есть т рудности, связанные с финансированием. Вся стройка по аварийному жилью, она стоит 13 миллиардов 200. Мы 5 миллиардов потратили, сдав те квадратные метры, о которых я сказал. Из них 4 миллиарда 150 миллионов – это были с Федерации. 640 миллионов из Амурской области.

На сегодня бюджет Амурской области закредитован. Мы не имеем права и возможности привлекать дополнительные кредиты. И подняли вопрос о том, чтобы нам помогли. И уменьшили нашу долю софинансирования. Есть трудности, связанные с ростом ценообразования на квадратный метр, потому что цены были 34600, потом нам Федерация довела лимит до 36 тысяч. Но мы реально понимаем, что у нас сегодня стоимость квадратного метра в разы больше. Нас услышали и поддержали. И сегодня нам гарантируют, что будет оказана поддержка в порядке в первое время 3 миллиарда рублей. Это нам позволит значительно продвинуться в выполнении этой программы.

Афонина:

- Меня удивило в отношении аварийного жилья в Амурской области, что оказывается, там есть и жители, которые просят их из этой программы убрать. Более 20 домов сейчас уже исключены по требования жильцов из этой программы переселения из ветхого жилья. Для меня это было удивительно. Видимо, то ли люди властям не доверяют, то ли считают, чем вселяться в те дома, кстати, 196 недовольных переселенцев обратились в «Народный фронт», так вот, они лучше в своих четырех стенах будут коротать свои дни.

Бондарева:

- Эксперты упоминали, что методика включения домов ранее была немного другой. В список аварийных, видимо, туда попали… Действительно, видимо, их еще можно отремонтировать.

Афонина:

- На связи со студией президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

- Здравствуйте!

Афонина:

- Оцените вкратце и самого молодого губернатора Александра Козлова. И ответьте на вопросы наших радиослушателей. Люди недоумевают: почему региональные власти не могут сдержать рост цен на продукты питания? Почему буксует программа по переселению из аварийного жилья?

- Это два разных блока вопросов. Конечно, от региональных властей не так много зависит. От них не могут зависеть цены на продукты питания. И от федеральных властей это особо не может зависеть. Есть масса других факторов экономических, которые на это влияют. И люди склонны переоценивать возможности власти. Они насмотрелись телевизоров, что Россия поднимается с колен, великая держава, всех нагибает и так далее.

И у них создается иллюзия, что это так. И что власти может все. Если она может во внешней политике, то у себя-то в стране она порядок навести может. Хотя, естественно, чем больше занимаешься внешней политикой, тем меньше ты занимаешься собственными проблемами.

Люди переоценивают возможности власти.

Что касается Козлова. Сильные и слабые связаны с тем, что э то случайный человек на посту губернатора. Был д остаточно сильный губернатор-тяжеловес Олег Кожемяка, который мечтал уехать в Москву. Вместо этого отправился губернатором Сахалина. И решение принималось «на коленке». И Козлов, наверное, изначально не был принят ни местными элитами, ни населением. Довольно сложно прошел губернаторские выборы. И до конца синдром быстрого вхождения, издержек быстрого вхождения, наверное, не преодолен. Один из рисков, которые существуют у Козлова здесь, возвращение региона к периферийному положению. Потому что когда есть сильный влиятельный губернатор-лоббист, то регион на особом счету. А когда лоббиста бросают на другой участок работы, приходит в большей степени чиновник, пусть и амбициозный, возникает риск, что от региона особых ожиданий не создает, как Амурская область, а начнут ???. То же самое сейчас происходит с Забайкальским краем, где недавно сменился губернатор. Ожидания постепенно снижаются.

Козлов постепенно входит в ситуацию. Но поскольку карьерный рост был стремительный, понимание того, что политика и управление – это достаточно тонкая материя и никакой властной вертикали не существует, а нужно мотивировать исполнителей и заниматься нерешаемыми проблемами, это понимание к нему будет приходить постепенно.

Бондарева:

- Михаил Юрьевич, а если брать рейтинг вашего фонда, то там Амурская область на достаточно высоких позициях.

Виноградов:

- Регион сегодня особенно никому не нужен. И политическая борьба идет изнутри. Если сравнивать историю Амурской области, в регионе было максимальное количество губернаторов в истории современной России, то 90-нулевые – это была стремительная череда ротаций. А десятые – более стабильные с понятным федералом-губернатором. Сейчас ситуация не критическая, но не абсолютно управляемая. Сейчас ситуация средняя. Без мощных решений область будет скатываться к числу середняков. Но удается балансировать за счет того, что регион не в повестке дня.

Афонина:

- Спасибо огромное!