Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics

Больше половины россиян считают, что в псковской трагедии виноваты родители подростков

Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» рассказала директор специальных программ ВЦИОМА Елена Михайлова [аудио]
Больше половины россиян считают, что в псковской трагедии виноваты родители подростков

Больше половины россиян считают, что в псковской трагедии виноваты родители подростков

Антонов:

- Тема не самая новогодняя и праздничная. Крайне серьезная тема, потому что по данным Всемирной организации здравоохранения Россия занимает третье место в мире по числу самоубийств среди подростков.

По пятничной традиции к нам приходят представители ВЦИОМа и один из опросов, с которым они нас сегодня познакомят, это опрос по детским суицидам, подростковым суицидам, кто виноват и что делать. Елена Михайлова, директор специальных программ ВЦИОМА у нас в гостях. Елена, здравствуйте!

Михайлова:

- Добрый день!

Антонов:

- Вот свежий опрос, насколько я понимаю.

Михайлова:

- Опрос свежий. Но я хочу обратить внимание, что мы обращаемся к этой проблеме в течение года уже второй раз. Мы изучали отношение россиян к детским самоубийствам и проблемы, связанные с предотвращением детских самоубийств. В конце мая и спустя полгода вынуждены были вернуться к изучению этой проблемы. Мы спрашивали россиян о том, знают ли они о той трагедии, которая случилась в Пскове, когда двое подростков закончили жизнь самоубийством, и трагедия приобрела широкий общественный резонанс, потому что две трети россиян слышали. И большее внимание этой проблеме уделили пожилые люди, люди с высшим образованием. Действительно, общество обеспокоено этой проблемой.

Антонов:

- Какой вопрос задавался?

Михайлова:

- Конечно, в начале мы спрашивали, слышали или нет. Прежде чем спрашивать, кто виноват, надо определить ту категорию населения, которая слышала об этом. Конечно, мы изучали и отношение к этому, кто виноват в трагедии, что делать. Это главные вопросы, на которые мы ищем ответы. Традиционно в таких опросах мы получаем ответ, что виноваты в этой ситуации родители, прежде всего. Ну, это стереотипное мнение, что если родители будут больше уделять внимания детям, выстроят доверительные отношения, это будет способствовать предотвращению самоубийств среди подростков. Безусловно, родители являются основными агентами социализации, от них очень много зависит. И становление ребенка с первых годов взросления. Но здесь надо учитывать, что есть ряд других факторов, которые влияют на формирования подростка. И их выбираемую модель поведения.

Антонов:

- Если продолжать псковскую историю Дениса и Кати, которые сначала открыли стрельбу по сотрудникам правоохранительных органов, потом застрелились, во-первых, как стало известно сейчас, они старались не рассказывать о своих отношениях. А погибший подросток Денис Муравьев вообще не посвящал родителей в какие-то… Он им просто не рассказывал, чем живет. Вина ли здесь родителей, что подросток что-то утаивал? Родители должны были интуитивно почувствовать, что с молодым человеком что-то не то.

Сколько в процентном соотношении человек считают, что виноваты именно родители?

Михайлова:

- В рамках последнего опроса, 51%, представители этой группы сказали, что виноваты, скорее всего, родители. 15% обвинили в ситуации самих подростков. И 11% сказали, что, скорее всего, причиной этой трагедии стало бесконтрольный интернет и компьютерная зависимость детей. Места распределились: родители, сами, интернет и на четвертом месте школа, педагоги и система воспитания.

Антонов:

- Нам написали: «В Саратове вчера погибла одиннадцатиклассница. Прыгнула с волжского моста. К сожалению, погибла ужасно». «Потому что уровень жизни виноват. Хорошо жить в Москве, пошел туда, сюда. Куча вариантов. В мелких городах и селах люди понимают, что они никуда не разовьются. Чувствуется безысходность». Вы хотите сказать, что в Пскове негде развиваться? Псков – город депрессивный? «Когда человек не видит цель, он не видит перспектив жизни вокруг. Поэтому мужики спиваются в деревнях, подростки совершают суицид».

Мне удивительно, не сказали, что виновато бездушие общества. Школу никто не упомянул. Кто должен заниматься воспитанием детей.

Михайлова:

- Школу упомянули. 8% сказали, что виновата школа и педагоги. И те вопросы, которые задают наши слушатели, они актуальны. Мы понимаем, что разный уровень вовлеченности в творческую, креативную и инновационную деятельность молодежи в разных регионах. И да, в Москве, действительно, молодежь имеет больше возможности выбора. Но сегодня новые коммуникативные технологии позволяют даже т ем, кто проживает в глубинке, осваивать какие-то курсы дистанционно, включаться в олимпиадное движение и так далее. Здесь роль родителей – направить их в том направлении, в котором они могут достигать успеха. И успешно интегрироваться во взрослую жизнь.

Антонов:

- Вот мы говорим компьютер. Опять же, есть объяснение, товарищи родители, свое детство вспомните. Что привлекает молодых людей, 13-15-летних, вступать в так называемые группы смерти? В закрытые группы, которые есть в социальных сетях.

Дмитрий, здравствуйте!

- Здравствуйте. Скорее всего, это та же игрушка. Подростки в целом люди глупые. Помню мое поколение. Играли во всякую ерунду. И, например, до сегодняшних дней все это кажется настолько несерьезно.

Антонов:

- Вспомните свое детство до 16 лет. Вам приходило когда-нибудь в голову с жизнью в опасные игры поиграть?

- Нет. Да, было даже в руках оружие. Как бы нет. Чтобы на себя там такого… Не доходило до такого.

Антонов:

- «Проще всего свалить подростковую глупость на учителей, абстрактный социум и прочее». «Это проблема для общества, а не для тех людей, у кого получилось свести счеты с жизнью. Я бы с удовольствием. Но я труслив и не уверен в себе». М-м-м. Да. Спасибо.

«Какие регионы по детским суицидам лидируют?». Кстати, а как, у вас же есть статистика? Как в регионах и где отвечали.

Михайлова:

- Нет. Такой статистики нет. Это надо отдельно смотреть. Я хотела бы обратить внимание, что вот эта трагедия в Пскове показала, что у нас есть проблемы с духовным воспитанием молодежи. Когда подростки стреляют в свою мать, какие-то базовые универсальные ценности, видимо, не сформированы. Когда речь идет о ценности человеческой жизни, то нет понимания и уважения к человеческой жизни как таковой. И это в целом система воспитания духовного подростка.

Антонов:

- А вот как повлиять на то, чтобы прекратилась череда страшная? Иногда по новостям смотришь, нескончаемым потоком. Это тоже был опрос? Как прекратить и что сделать?

Михайлова:

- Обращу внимание, что если раньше мы гуляли, учились в школе, родители работали, понимаете, молодежь – это группа риска, которая очень непредсказуемо реагирует на ситуацию неопределенности. Включенность молодежи в отдельные социальные группы, занятие каким-то творчеством, спортом, участие в каких-то кружках, казалось бы, это банально. Но это задает вектор направленности. Тогда молодые люди понимают, в какой сфере и посредством каких инструментов они могут заявить о себе. У них очень высокая потребность заявить другим о том, что они есть. Особенно в период гормонального развития формируется высокая потребность определиться со своим местом в этой социальной структуре, чтобы все о них узнали.

Антонов:

- Вы сейчас самое главное, Лена, сказали. Если у нас была потребность занять себя чем-то, не бесцельно шататься по улице, то сейчас это не просто занять себя, а еще стать в этой области популярным, чтобы обо мне все знали. Вот эта жизнь за лайки. Борьба за лайки. Чтобы одобрили.

Михайлова:

- И что мы наблюдаем? У нас есть виртуальное пространство, которое очень долгое время было параллельно реальному. Сейчас идет очень активное взаимопроникновение виртуального пространства и реального. Социальные статусы, которые приобретают молодые люди в виртуальной среде, вот эти лайки, посты, перепосты, их популярность, она дает возможность приобретать популярность в реальной жизни.

Очень сильно влияют какие-то информационные сообщения, получаемые по социальным сетям, например, на реальную жизнь. Это все переплетается. Это слабо изучено, как это происходит. Но, тем не менее, динамика этих процессов очень активная. И здесь, конечно, очень важно, чем сформирован информационный запрос у молодых людей.

В интернете можно искать совершенно разную информацию. Можно вступать в группы научных сообществ, можно слушать лекции, а можно вступать в сообщества, где все чем-то не удовлетворены. И это будет реализовываться в реальной жизни в формате разных социальных действий.

Антонов:

- У нас звонок. Сергей, здравствуйте!

- Здравствуйте! Ваш гость-психолог говорит, конечно, все правильно.

Антонов:

- Елена представитель ВЦИОМа, уже похоже на психологию, действительно.

- Само же наше государство не поддерживает развитие вот этих вот клубов разных для увлечений молодежи. Чтобы устроить куда-то ребенка, нужно либо много денег, либо много времени. А раньше вся эта инфраструктура существовала. Ее просто развалили.

А второе, по-моему мнению, есть замечательный способ бороться с теми же группами ВКонтакте. Это внедрять туда профессиональных психологов, которые будут эти группы разваливать и выявлять зачинщиков. Просто говорить можно об этом много, но надо что-то и делать. Думаю, у профессионального психолога есть инструменты, которые могут эту группу развалить и отговаривать тех же подростков от суицида.

Антонов:

- Спасибо. Не знаю, насколько нужно внедрение психологов в эти группы. По-моему, просто это группы не должны существовать. У нас статья есть ведь такая? Подталкивание, склонение к самоубийству. Этим должны озаботиться администраторы сети.

Еще один телефонный звонок. Николай, здравствуйте!

- Здравствуйте! Николай, Белгород. Я считаю, что процентов на восемьдесят все-таки виновата школа в том, что им нечего делать. В частности, в городе Белгороде в школе детей поделили в пятом классе. На дебилов и нормальных. По умственным способностям. Понимаете? Сейчас у меня внук учится в восьмом классе. Три года учителя называют их дебилами и не хотят их учить. Детям некуда деваться. Они, естественно, проявляют агрессию.

Я был на собрании недавно. Я удивился. Учителя не могут ничего с ними сделать. И это восьмой класс! Приглашали родителей и учеников. Хорошие ребята. Но у них уже комплекс неполноценности, понимаете?

Михайлова:

- Это очень серьезная проблема. Действительно, та социальная группа, в которую включен подросток, прежде всего, класс, в котором он учится, формирует его мировоззрение и его мировосприятие. Конечно, такие случаи должны предотвращаться. Об этом надо как-то информировать и разбираться.

Если говорить о психологической помощи, конечно, очень важна она. И когда летом мы спрашивали россиян о востребованных методах и советах для государства, 7% говорили о том, что надо развивать инструменты психологической помощи подросткам. Мы знаем, у нас есть детский телефон доверия, куда могут позвонить дети совершенно анонимно. Но это надо популяризовать, более активно освещать. В том числе, более активно освещать те вопросы, которые касаются возможности самореализации тех подростков, которые проживают в удаленных районах, в маленьких городах, чтобы они хотя бы дистанционно могли включаться, если на региональном уровне еще не развиты какие-то формы творческого развития детей.

Антонов:

- Статистику посмотрел. В том-то и дело, нет подростков-суицидников из небольших городков. Псков, Ярославль – это большие города. Две москвички покончили жизнь самоубийством. Я не думаю, что это проблема маленьких городов.

«Добавить нечего. Опросы дали правильный ответ. Это и мое мнение. Алексей из Раменского». «Все вместе: родители, школы, интернет – это кто виноват. Нужно быть рядом с ребенком, а не присутствовать». «Изначально за все отвечает сам субъект. Лишь только он принимает то или иное решение. Затем родители. Так как не объяснили вовремя, что не все действия можно переиграть по-новой, и в жизни нет кнопки F2». Да, это кнопка «перезагрузить». Жизнь новую не загрузишь. «Привет! Я думаю, что наркотики да интернет. Но мы раньше писали, запоминали. Сейчас можно по телефону все сделать. Интернет, родители ни при чем. Я так думаю». «Каждый второй думает о самоубийстве. Люди врут, что никогда не думали». Поверьте, я никогда не думал. «Я предлагаю людей в погонах, не принявших своевременно мер по пресечению правонарушений, считать подельниками». «Лет в 13-14 у меня была мысль уйти из жизни. Отец был не справедлив ко мне, наказывал, не выясняя. Мама рано умерла. Меня остановил маленький брат». «Все, что происходит вокруг нас, зависит от нашего воспитания, нашего окружения. Общество инфицировано безразличием».

Лена, какие цифры? Что говорят опрошенные люди?

Михайлова:

- 34% говорят, что надо больше общаться с детьми, проявлять больше заботы. И это рекомендация родителям. И на втором месте в рейтинге советов – это повышение качества воспитания в школе, в семье, контроль за воспитанием детей. На третьем месте обеспечение возможности для посещения бесплатных кружков, спортивных секций и развлекательных центров. И контроль агрессии в интернете, ограничение доступа в интернет.

Антонов:

- Я знаю, что в этом опросе есть ожидание респондентов каких-то действий от государства?

Михайлова:

- Последние три меры касались именно тех мер, которые должно принимать государство. Именно воспитание в школе, изменение подходов воспитательных к процессу. Второе – обеспечение возможности бесплатных занятий в различных творческих секциях и кружках. И третье – контроль за контентом в интернете.

Антонов:

- Спасут ли кружки… «Мне кажется, все это от недостатка внимания, хотят дети внимания на себя обратить. Вот и все!». «В жизни много трудностей. А тут можно раз! И ты уже там! Молодым надо давать возможность свободного развития. У нас в стране всем плевать на это».

Михайлова:

- Понимаете, мы все время говорим то или это. Это целый комплекс влияния на подростка различных агентов социализации. Это и семья, и школа. Нельзя это все отделять. Это должно быть все в комплексе, должно быть все гармонично. Потому что даже в самой успешной семье ребенок может попасть в какую-то среду, которая будет развивать в нем агрессию. Мы знаем, бывают благополучные семьи, в которых вырастают малолетние преступники.

Антонов:

- «Все дело в семье. Если что-то не додали, не доложили в голову, значит, виноваты мы, родители». «Согласен со звонившем. Нужен тролль-психолог, который будет высмеивать тех, кто призывает к суициду». «Дети все копируют от родителей. Делайте вместе с ними все интересные вещи. У них не будет времени на все ненужные мысли». «Это как в армии. Солдата надо все время чем-то озадачивать, чтобы мысли о побеге отсутствовали».

Ну, что же… Впереди девять каникулярных дней. По-моему, оптимальное решение – провести их с детьми. Походить, погулять, побегать на лыжах, поиграть. Вместе с ребенком сесть и посмотреть, в какую он там стрелялку играет. Эти девять дней надо провести с пользой.