Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics

Андрей Туманов: Печка – дело индивидуальное.

Полезные советы для дачников
Моя дача

Моя дача

Шевцова:

- Это программа «Моя дача». В студии Андрей Владимирович Туманов. С чего начнем?

Туманов:

- С подготовки к Новому году, наверное. Вы как к Новому году готовитесь? Я, например, уже семена купил, уже землю для рассады привез. Но это, конечно, рановато.

Шевцова:

- Но не к Новому же году! Мы разделяем сейчас – к празднику Новый год или…

Туманов:

- Вы праздники имеете в виду? В нашем дачном товариществе все больше и больше людей начинают отмечать праздник именно на даче. Приезжают заранее, натапливают дом, приглашают гостей, готовят разные вкусности. Одно плохо, у нас на даче воды нет.

Шевцова:

- Ее временно нет или вообще?

Туманов:

- Замерзает артезианская скважина, по-видимому. Двигатель работает, а вода не льется. Приходится с собой воду брать. А посуду не особо и перемоешь. Поэтому кое-какие неудобства на даче есть. Кстати, я снег топлю в большом количестве, всегда теплая вода есть. Берешь тазик, ставишь на печку, растапливается снег. Есть старые канистры 20-литровые, наливаешь их водой. Ну и, конечно, дрова подготовить. У меня тут дрова закончились. Сунулся за сарай – а всё уже, нету.

Шевцова:

- И что делать?

Туманов:

- Пришлось, чтобы не замерзнуть (приехал ночью), уже ночью разбить колоду, на которой колют дрова. Пришлось сырыми дровами топить. А сырыми дровами топить, скажем так, не очень хорошо. Теперь надо покупать дрова, в лесу столько не наберешь, чтобы на новогодние праздники хватило.

Шевцова:

- У нас есть звонок. Сергей, здравствуйте.

- Мы всегда на Новый год встречаемся именно в деревне. Сами живем в Москве. И мы, и друзья приезжаем в деревню. У нас печка обыкновенная, не старая большая русская, а небольшая печка. И когда я, допустим, ее растапливаю, всем нравится просто сидеть. Это не камин, но все равно очень приятно. И нам очень нравится быть в деревне именно на Новый год.

Туманов:

- А у меня крышка, которая закрывает печку, она из закаленного стекла. Поэтому это почти как камин.

Шевцова:

- Николай, слушаем вас.

- Я из Королева. Я предлагаю слушателям, у кого нет погреба или дачи, во время этих новогодних каникул использовать такой способ хранения банок, солений в квартире. На балконе (утепленном или застекленном) установить обычный стол или шкаф, утеплить его пенопластом, кроме задней стенки. Заднюю стенку вплотную можно поставить к теплой стенке. И там хранить эти маринады, банки. Если сильный мороз будет, то можно будет поставить туда банку с теплой водой, завернутую в газету, чтобы тепло медленно уходило. Ну а если весной будет жарко, то на ночь открывать этот шкафчик, он остужается, а утром закрывать.

Туманов:

- Да, есть такие способы. Я знаю очень много людей, которые имеют на балконе хранилище. Но хранилище на балконе – это довольно опасное дело. Вот представьте, было -3, а потом ночью -30, вы не успели дополнительно утеплить, внести банку с теплой водой. И все ваши труды за одну ночь могут замерзнуть, банки полопаться. Поэтому я бы осторожно относился к таким хранилищам. Мне больше нравится погреб.

Шевцова:

- Погреб – это для тех, у кого он есть.

Туманов:

- На даче можно сделать погреб.

Шевцова:

- А есть люди, которые консервируют дачу на зиму, например, но не приезжают. Летний домик, нет там никакого погреба. А что выросло (картошка, морковка), с собой забирают в город.

Туманов:

- В городе много не сохранишь, к сожалению. В гаражах, кстати, очень много подвалов, погребов. Так что можно хранить там.

Шевцова:

- У нас телефонный звонок. Виктор, здравствуйте.

- По поводу печек и погребов. Эконом-вариант. Закапывается чугунная ванна в землю. И вот, пожалуйста, мини-погреб. А теперь по поводу печки. Берется одна чугунная ванна, а на нее кверху ногами ставится другая чугунная ванна. Там прорезаются дырочки (болгаркой можно легко это сделать). Можно закидывать туда дрова. Они могут постоянно тлеть, и тепла будет полно. Единственное, что золу вытаскивать раз в месяц.

Туманов:

- Так вы ванну в доме не поставите.

Виктор:

- Можно ее обложить кирпичами, если надо. Эти все нанопечки – это ерунда.

Туманов:

- Я бы, честно говоря, не экспериментировал бы с печкой, с ванной. Все-таки печка – это дело печника. Потому что при неумело сделанной печки очень легко угореть. Если вы печку закрыли неправильно, поступает угарный газ, он практически не пахнет. Мне кажется, печник в данном случае лучше. Либо готовые печки, которые продаются в магазинах. Самая экономичная – конвекционная печка, которая мало кушает, кушает практически всё, работает в режиме тления, быстро прогревает комнату. Но устанавливать ее тоже должен специалист.

Шевцова:

- Мне кажется, это не тот вариант, когда надо экономить. Вы можете на своей жизни сэкономить.

Нам пришло сообщение. «Я готовлю дрова с августа, огромное количество, чтобы они успели высохнуть до дождей. Печку прочищаю. У нас на Урале морозы до 42 градусов. Но я привык и морозы люблю. Константин». Еще сообщение: «Мы Новый год встречаем в Подмосковье. 18 часов готовим торт «Наполеон», только на Новый год. Серега из Москвы».

Туманов:

- Печка – дело индивидуальное. Выбирайте печку… Для чего она вам нужна, какая цель? Если, например, быстро протапливать комнату, чтобы она мало дров кушала, то, конечно, конвекционная печка лучше. Если вы приезжаете раз в месяц на дачу, можно и обычную голландку или типа русской сложить. Но всё это должны делать профессионалы, печники. К сожалению, их мало осталось. Мне понадобился печник. Я обошел соседние три деревни, говорят: дядя Вася умер, дядя Миша умер, печников нет. Ребята, пропадает такая профессия, дефицит на рынке печников. Учитесь.

Шевцова:

- А это не династии какие-то, семейное дело?

Туманов:

- Можно и по книгам, и в подмастерья к печнику. Если у вас будет эта профессия, с голоду точно не умрете. Печники всегда были в деревнях самые богатые и самые уважаемые. Это профессия интеллектуальная, очень уважаемая.

Шевцова:

- Александр, здравствуйте.

- Александр, Владимирская область. Уже 10 лет проживаю в сельской местности, причем 9 лет жил фактически без электричества, то есть солнечные батареи и дизель-станция. Если делать погреб при нынешней экономике, то это никак не меньше миллиона. Строить надо либо из бетона, либо из кирпича. Из других материалов – всё это сгнивает.

То, что касается обогрева любых помещений. Сейчас, слава богу, техника дошла до того, что есть терморегуляторы. Выставил определенную температуру, он ее поддерживает. Очень удобно.

Что касается печей. И кирпичные, и железные печи есть. Должен складывать профессионал. Жизнь научила.

Туманов:

- Мы, кстати, об этом и говорим – только профессионал. Потому что сам можешь так понаделать, что сам отравишься ночью и семью свою можешь отравить. Поэтому не пытайтесь любительствовать в области печестроения.

Шевцова:

- Давайте Владимира услышим.

- Относительно печек. Кемеровская область, она на угле. Печка – в принципе простая конструкция. Печник должен быть, потому что дым внутрь идет и т.д., но кто местные, они знают, что там кирпич можно поставить и т.д. Знаете, угольные печки это большая проблема. Я жил в Кузбассе. Надеть белые носки или белую майку, рубашку невозможно. У нас черный снег. С углем проблем нет, это все недорого, но черный снег. Переехав в Новосибирск, здесь другая реальность, здесь газ и гораздо чище. Именно на ощупь чище, вещи белые носить можно и т.д. Наша страна на газе вся, и хотелось бы, чтобы газифицировали города, тем более небольшие. И вопрос печек отпал бы. Чтобы профессионалы ставили газовые котлы, терморегуляторы и т.д. Электричество тоже дороговато.

Туманов:

- А вот Владимир Владимирович вчера сказал про уголь, что угля у нас в стране используется, как газ и нефть вместе взятые, то есть гораздо больше – и для теплостанций, и для электростанций, и, конечно, для обогрева. Так что угля по-прежнему мы потребляем много, шахтеры наши дают стране угля.

Шевцова:

- Так это же хорошо. И отрасль поддерживаем…

Туманов:

- Кстати, запах дымка угольного – это запах отходящих поездов. Исторически всегда эти печки топили углем.

Шевцова:

- Людмила, здравствуйте.

- Я бы хотела напомнить по поводу хранения овощей. Зачем все это тащить сюда? Существует способ закапывать на глубину 1 метр. Моя мама попробовала. Она городской житель, мы в Москве жили всю жизнь. Ведро моркови где хранить в Москве? И мы с ней закопали. Знаете, супер. Сгнила только одна морковка. И так мы делали и с картофелем, и со свеклой. Не каждый может погреб организовать или подвал иметь в доме. Давайте вспомним хороший русский метод закапывать в обычных целлофановых пакетах. На дно ямы кладешь деревянный поддон, сверху просто пакетиком. Когда тающая вода будет стекать, не будет так намокать, и не успеет она сгнить. Там все время +4. А какая глубина, зависит от региона. Вот мы в Рязанской области. Кстати, на дачу поедем, будем топить печку. Это незабываемые впечатления, поэтому мы уже взяли билеты и ждем отъезда. 31-го приедем утром, уже с готовыми салатами. Мы и там будем готовить, у нас и газ есть, помещение отапливается русской печью. Если люди хотят увидеть русскую природу, зимнюю сказку, это только дача. Не у всех, наверное, дача в лесу, но лес проще найти за городом, чем в Москве. Парки – это не лес.

Шевцова:

- Вы так не говорите про наши парки. У нас хорошие парки.

Туманов:

- Кстати, мы говорили про такие земляные хранилища в одной из передач. Это можно взять на заметку, чтобы не строить дорогой погреб.

Шевцова:

- А если мороз 30 градусов, это всё не замерзнет?

Туманов:

- Да нет. Если под снегом. Это всё еще утепляется. Вот мое простейшее хранилище было много-много лет. Я закапывал пластиковую бочку, чтобы края были чуть повыше земли, чтобы туда не затекала вода. В эту пластиковую бочку складывал разные банки, склянки, картошку семенную, сверху ставил решетку, чтобы туда мыши не пролезли, дальше щит, старую дверь, обитую дерматином, чтобы туда не натекала вода. Ну и растительными остатками (сухая ботва, цветы) сверху это утеплял, пока снега нет. Потом снег выпадал, снегом засыпал. Все это прекрасно хранилось.

Шевцова:

- Нам сообщение пришло. «Знакомая женщина зарыла в землю свой урожай. Приехала, а урожая нет, всё сожрали кроты и крысы».

Туманов:

- Кроты не едят.

Шевцова:

- Крысы едят?

Туманов:

- Крысы едят.

Шевцова:

- Соседи могут выкопать?

Туманов:

- Смотря какие соседи. Есть такие соседи, которые меняют… Знаете, в одну деревню я приехал, им дети привезли крупы всякие, еду. Они пошли и поменяли у соседского бутлегера на разведенный спирт или на боярышник.

Кстати, про боярышник. Я еще буду собирать боярышник, у меня его достаточно много. Привит, кстати, он на ирге. Боярышник кроваво-красный, он заморожен. Я его буду собирать, в морозилку отправлять, понемножку доставать и добавлять в компоты, в какие-то напитки. Боярышник – ягода полезная, вкусная, но она имеет некий лечебный эффект. Поэтому цветы и плоды боярышника нельзя, что называется, ложками трескать.

Шевцова:

- Да его и не потрескаешь ложками. Если он высушенный, то его только растолочь, заварить.

Туманов:

- Я замороженный имею в виду. Я компоты делаю. Кстати, пюре хорошее получается из боярышника.

Шевцова:

- А что делать с этим пюре?

Туманов:

- Понемножку есть. Пюре с сахаром.

Шевцова:

- А вкусно?

Туманов:

- Нет, невкусно.

Шевцова:

- Тогда лучше настойки и компоты.

Туманов:

- Мне боярышник не нравится как ягода. Маме нравится, она считает, что сердце укрепляет, поэтому я больше для нее делаю.

Шевцова:

- У нас есть звонок. Николай, слушаем вас.

- Я насчет того, что вода замерзает у вас. Есть такой способ. Чуть выше насоса просверливается отверстие диаметром миллиметра полтора, ниже замерзания воды. Когда вы закончили работать насосом, она постепенно сливается, и нечему в трубе замерзать. А то, что расход летом, это незначительно.

Шевцова:

- У нас еще звонок. Лариса Петровна, здравствуйте.

- Про боярышник сказали, а у меня вопрос про шиповник. У Малышевой как-то в передаче прошло, что шиповник можно есть с семечками, брать ягоду и есть. А вы ничего такого не слышали?

Туманов:

- Если Малышева действительно это говорила, я доверяю, она очень опытный врач. Насчет того, вкусно ли это… Вы представьте, разрежаешь шиповник, там плоды, они еще и волосатенькие. Насколько это будет вам вкусно проглотить? Может быть, и можно. Но зачем, если это невкусно? Тем более эти семечки не перевариваются. Я всегда очищаю шиповник, у меня и бабушка всегда очищала, и мама всегда очищала. И дальше его сушили.

Шевцова:

- У нас есть звонок. Олеся, здравствуйте.

- Мы стоим на таможне Калининграда, едем из Германии. У нас в Германии тоже есть дача. Говорили про морковку, как ее хранить. Я свеклу отвариваю и замораживаю целиком, а морковку просто перетираю на кухонном комбайне, раскладываю по пакетам и также в морозилке храню.

Шевцова:

- Нужно иметь большой холодильник.

Олеся:

- Большая морозилка, но очень удобно в готовке – достал, отколол кусок, сколько тебе надо.

Туманов:

- Я хочу совершенствовать ваш способ, чтобы ничего не откалывать, не прикалывать. Вы берете пластиковую форму для изготовления льда. Тертую морковку вы по отделениям набиваете, сверху можно залить кипяченой водой – и сразу в морозильник.

Шевцова:

- Там же много не получится, они же маленькие совсем. А если борщ варить, тебе надо много.

Туманов:

- У вас получатся ледяные кубики. Эти кубики вы пересыпаете в полиэтиленовые пакеты и храните не куском замороженной тертой моркови, а именно кубиками. Этот способ применяется и тогда, когда морковь поражена морковной мухой, начинает гнить, ее надо срочно переработать во что-то.

Шевцова:

- Давайте еще звонок примем. Здравствуйте, Ольга.

- Летом собирала упавшие кислые яблоки на уксус, и у меня выросла пленка – чайный гриб. Я сначала думала, что это плесень, хотела выкинуть, а это чайный гриб.

Туманов:

- А где он вырос-то?

Ольга:

- Прямо в банке.

Шевцова:

- И что вы с ним делаете?

Ольга:

- Как обычно, чайный гриб отмыла, сунула его в другую банку, залила теплой водичкой. Я раньше даже не представляла, как он делается, а вот так получилось.

Туманов:

- Я тоже не знаю, как он делается, хотя он у меня жил. Я очень любил чайный гриб.

Шевцова:

- А откуда его берут?

Туманов:

- Обычно делятся друг с другом. Он же вырастает, его вынимаешь, промываешь, часть расслаиваешь и даришь кому-то.

Шевцова:

- Владимир, здравствуйте.

- Я постоянно на даче топлю печку. Нагреваю, заслонку прикрываю. Прогревается, топится очень хорошо. Ночую здесь и встречаю Новый год.

Дровишки. У меня здесь рядом лесополоса. Деревья упавшие, с корнем вырванные, ходишь, подпилишь, таскаешь. В общем, нагружаю себя физической работой на свежем воздухе.

Потом я слушал про шиповник, настойку шиповника. Дело, я думаю, не в шиповнике, а дело в том, что те производители, которые производят такой продукт, их надо приравнивать к террористам. За один заход 70 человек ни один террор у нас не уносил.

Туманов:

- Там был боярышник. Но там боярышника-то не было, просто так называлась эта жидкость.

Шевцова:

- На этом мы программу на сегодня заканчиваемся, встретимся с вами в следующем году.

Туманов:

- Удачи всем, счастья и радости в новом году.