«Норд-Ост», мы с тобой!

Два дня - 9 и 10 ноября - на сцене Концертного зала «Россия» будут идти сцены из мюзикла. В память о 18 погибших актерах и музыкантах, о зрителях, ставших жертвами террористов. И во имя жизни...

Специализированная коррекционная школа номер 532 на Пятницкой. Спортзал на первом этаже: закрытые сеткой окна, скамейки вдоль стен, баскетбольные щиты, запах пота. Из музыкального центра льется мелодия. Танцующие дети двумя группами выбегают в центр площадки, под музыку выбрасывают руки в разные стороны, кружатся... У некоторых получается несинхронно, но стараются все. Одеты вразнобой: кто в лосинах, кто в джинсах, обрезанных ниже колен, многие в фирменных майках «Норд-Оста». За ними выбегают взрослые актеры. - Ребята, еще раз! С какой ноги выходим?! - кричит ассистент... ...Артистка Эля, красивая девушка, сумевшая убежать в первый же день захвата из репетиционной комнаты ДК, на ходу объясняет мне, что именно происходит: «Это мы репетируем сцену из мюзикла «Оливер». Здесь Оливер приходит к воришкам. Они его принимают к себе... Ой, извините, мне выходить!» В перерыве ловлю ассистента режиссера. Олег Кленин рассказывает, что в этой сцене задействована вся взрослая и детская труппа «Норд-Оста». - Тот номер, в котором участвовали два погибших ребенка, показывать сейчас мы не будем! К тому же у нас еще несколько детей находятся в больнице. Дадим больше номеров из «Норд-Оста». Мы решили, что это будет более уместно. ...Артист Андрей Субботин все трое суток был заложником, недавно вышел из больницы. - Психологический настрой у труппы обыкновенный, рабочий. Без крайних чувств: ни слез, ни соплей, ни щенячьего визга - все в порядке. Из концертов, которые состоятся на выходные, убраны многие развлекательные номера. С этими концертами все было непонятно: состоятся ли, в каком виде? Но, как видите, почти все в порядке. Мы здесь, мы работаем. Психологически тяжеловато. В каком плане? Трудно будет выходить на ту же сцену, я имею в виду театральный центр на Дубровке. Мы уже побывали в нашем здании, ходили по гримеркам. Совершенно особые ощущения... А здесь репетируем - словно все началось сначала! Сейчас у нас много разговоров, где восстанавливать «Норд-Ост». Лично мое мнение: надо восстанавливать в том же зале. Там это все произошло, там погибли наши артисты и зрители. Может, там будет какой-то мемориал, может, доску памятную повесят. Но играть надо там! - А после выхода из больницы вам физически не тяжелее танцевать? А то много всякого пишут о газе, примененном при штурме... - Тьфу-тьфу-тьфу. Проходим восстановительные процедуры, обследования по больницам - пока все в норме. Единственное, мне сегодня было нелегко: выкачали много крови на анализы! ...Одна из администраторов, Елена Маленкина, рассказывает: - Эти два вечера планировались уже давно. Первоначально они назывались «Мировые мюзиклы в гостях у «Норд-Оста». Дело в том, что 18 октября «Норд-Осту» исполнился год. Это был год ежедневных спектаклей. Мы доказали всему миру и самим себе, что постановку в России можно осуществить по западным технологиям. Многие мировые авторитеты в этой области очень высоко оценили «Норд-Ост». И концерт должен был поставить своеобразную точку, знак того, что «Норд-Ост» встал в ряд лучших мировых мюзиклов. Но... после известных трагических событий концепцию, естественно, пришлось кардинально изменить. Развлекательный концерт теперь, хотим мы того или нет, приобрел немного трагический оттенок. И называться он будет: «Норд-Ост», мы с тобой!» На 90 процентов программа та же. Поменяются компоновка сцены и конферанс. Хотя... все меняется каждую минуту, сценарий переписывается на ходу. И не только сценарий - даже декорации поменяли. Первоначально готовился сюрприз: на сцене хотели установить такой стилизованный лондонский двухэтажный автобус. Теперь же наш театральный художник Зиновий Марголин подготовил декорации более строгие... На черном фоне будут изображены огромные белые буквы названия мюзикла и чайки. А в центре сцены - огромный экран, на котором будет представлена хроника событий - с момента премьеры до последних трагических событий. - Не превратится ли концерт в поминки по «Норд-Осту»? - Нет. Жизнь продолжается. И наше шоу тоже. Ради тех, кто погиб, да и ради оставшихся в живых мы должны играть. Это будет жизнеутверждающее действие. Мы не сломлены. Так получилось, что сегодня «Россия» - единственная площадка, где могут отработать наши ребята. Центр на Дубровке еще не скоро будет доступен для репетиций. В концерте будет больше номеров собственно «Норд-Оста». Но, как и обещано, выступят и гости - Александр Малинин, Лариса Долина, Алексей Кортнев, Лолита... Андрей ПАВЛОВ. Концерты «Норд-Ост», мы с тобой!» состоятся в Концертном зале «Россия» 9 и 10 ноября. Начало в 19.00. ПЕСНЯ ИЗ МЮЗИКЛА Крыло мое Как хорошо пять раз перевернуться И на опасном вираже Благополучно в землю не воткнуться, Хотя, казалось бы, уже. Пилоту в небе море по колено. Не удержать его ничем. Готов летать пилот в четыре смены, Хотя, казалось бы, зачем. Я в чисто поле выйду поутру лениво, Крутну винтом, вильну хвостом, И заволнуется встревоженная нива Под ветерком. Взревет машина прочихавшимся мотором, Уйдет земля из-под нее, И обопрется о небесные просторы Крыло мое... Крыло мое! Пилот живет подобно вольной птице Всегда не там, где жил вчера. Он не спешит семьей обзаводиться, Хотя, казалось бы, пора. И при нехватке денежных ресурсов Не растеряется пилот. Он не собьется с правильного курса, Хотя, казалось бы, вот-вот. Я в чисто поле выйду поутру лениво, Крутну винтом, вильну хвостом, И заволнуется встревоженная нива, Ну а потом... Взовьются галки, очумевшие от страха, И разлетится воронье, И всю планету поразит своим размахом Крыло мое... Крыло мое! Крыло мое... А под крылом - моя земля, А под землей - руда. А из руды Моя страна Дает метал, Чтоб в самолете я летал! Вокруг леса, Вокруг поля, Моя земля - Моя краса, Мое жилье, А над землей - Могучее крыло мое... А над землей - Могучее крыло мое! Крыло мое... Крыло мое... Крыло мое... Крыло мое... А В ЭТО ВРЕМЯ В театре «Эрмитаж» взяли «Заложника»... В названии этого спектакля отчетливо улавливается живой, сегодняшний, а не абстрактный «исторический смысл». Здесь переплелось все: страх и мужество, предательство и честь, любовь и ненависть... Сюжет моноспектакля актера Арсения Ковальского по повести Феликса Розинера «Лиловый дым» в московском театре «Эрмитаж» (режиссер - Александра Кругляк) строится на дуэли захватчика, литовца, борющегося с советской властью, и заложника - еврейского юноши, приехавшего разыскивать родителей. И неизвестно, кому из этих персонажей хуже. Спектакль так и называется - «Заложник». На сцене - деревянный станок с несколькими поперечными палками (то телега, то скамья), стол, выплывающий из темноты в начале и финале спектакля, и один великолепный артист. Час сорок - столько идет спектакль - Ковальский держит внимание зала: то красавец и беспощадный боец, то изящный молоденький студент. Оба - в беде, оба - запутавшиеся, но - абсолютно разные, и взаимопонимание между ними невозможно. Их связывают лишь общий дом и женщина, и даже прошлое, которое у них одно на двоих, только еще больше разобщает их. Вечное лихолетье - то гражданская война, то отечественная, то афганская, то чеченская. Дуэль сильного и слабого, вооруженного и безоружного, желающего зла и пришедшего с миром. ...Вот что сказал мне главный режиссер «Эрмитажа» Михаил Левитин: - Я даже и не задумывался о том, как теперь воспринимается название «Заложник» на афише... Спектакль-то замечательный. И артист очень хороший. Увы, я не задумывался, привлечет ли зрителя теперь такое название... Анастасия ТОМСКАЯ. ЦИТАТА ИЗ «ЗАЛОЖНИКА» Он разом прихлопнул дверь и оказался предо мной с винтовкой, упирающейся мне в живот. Тело его перекрывало слабо видное окно, в моем углу была полная темень, но белки его глаз светились каким-то газовым бледным светом, словно он был оборотень. - Так я за тобой, Иошке, - зашептал он, задыхаясь... ...а завтра в чеховском МХАТе покажут «Терроризм» - Эта история не про чеченцев, а про тот терроризм, который внутри нас самих. Про тот терроризм, когда мать говорит ребенку: «Идиот!», - отбивался вчера от журналистов Анатолий Смелянский, ректор Школы-студии МХАТ. А Олег Табаков и вовсе устал отвечать на вопросы вроде: «Как же так совпала премьера вашего «Терроризма» с трагедией в «Норд-Осте»?» - Мне кажется, разговоры про совпадения пора закончить. Слишком много этих «последов»... Однако, совпало. Хотя пьеса «Терроризм» написана молодыми драматургами из Екатеринбурга Олегом и Владимиром Пресняковыми задолго до трагических событий на улице Мельникова. Это одна из трех пьес, выигравших конкурс произведений современной драматургии. И, кстати, в биографии братьев Пресняковых есть история, которая для мхатовцев уже успела стать притчей во языцех: в юности их мама пешком бежала из Ирана в Россию, и Олег с Владимиром родились уже в СССР... О чем же все-таки «Терроризм»? Режиссер Кирилл Серебренников, поставивший спектакль, объясняет вполне философски. О страхе, мол. О любви, о смысле жизни. О том, что пострашнее чеченских налетов - то, что засело в нашем сознании, в наших мыслях, словах, жестах, обычных житейских поступках... Вот несколько случайных цитат: «Будешь как миленькая в рабстве! Или вообще в ванне тебя утопят и квартиру себе отметут...» (Бабки о детях.) «Уже никому не интересно понимать нормальные песни и танцы - мозги уже в пузырях у всех, как «Виспа». (Монолог героини.) «Говорят, у пепси-колы и у кока-колы один хозяин, и вся эта конкуренция просто хитрый трюк! Не купят одно - обязательно купят другое, а хозяину от всего прибыль. Потому что все его! Все». (Из разговора пассажиров.) Премьера обещает быть как минимум на редкость интересной. Ею открывается в Москве фестиваль NET (Новый европейский театр)... Анна ОРЛОВА. Премьера спектакля «Терроризм» пройдет 7, 8 и 9 ноября на Малой сцене МХАТ им. А. П. Чехова.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:

Новости 24