Промыслы по металлу

Царь-колокол, Царь-пушка... Помните эти символы русского государства из школьных учебников? Наша история буквально отлита в металле. Золото царских регалий и сталь русского оружия. Драгоценные оклады икон и луковки куполов. Тончайшие ювелирные украшения и сокровища Кремля.

Без художественной обработки металлов нельзя представить наши города и храмы, шедевры архитектуры и интерьеры домов — историю нашей страны и ее наследие.

История развития
Традиции
Виды промыслов по металлу
Литье
Скань
Интересные факты о металле

История развития

Работать с металлами человечество начало на самой заре своего существования. Именно обработка металла когда-то в древности стала первым отдельно выделившимся ремеслом.

Так, обрабатывать металлы умели еще скифские племена в VII–IV веках до н. э. Древние славяне также знали секреты ковки, а в Киевской Руси кузнецы владели почти всеми основными видами обработки металла, включая литье, чеканку, скань и зернь. Причем к XI веку русские кузнецы в своем мастерстве могли не просто тягаться — но и опережали мастеров Западной Европы.

К XI в. русские кузнецы мастерством опережали мастеров Европы. Фото: Shutterstock
К XI в. русские кузнецы мастерством опережали мастеров Европы. Фото: Shutterstock
овременные мастера-оружейники хранят традиции своих предшественников. Фото: Владимир Веленгурин КП
овременные мастера-оружейники хранят традиции своих предшественников. Фото: Владимир Веленгурин КП
Особое место среди промыслов по металлу на Руси занимало литье колоколов. Фото: Александр КРЯЖЕВ/РИА Новости
Особое место среди промыслов по металлу на Руси занимало литье колоколов. Фото: Александр КРЯЖЕВ/РИА Новости

Традиции

В конце XV века в Москве был создан Пушечный двор, ставший центром пушечно-литейного и колокольного производства на ближайшие пару столетий.

Следующим важным витком в развитии металлических промыслов стало открытие Уральских заводов. Именно здесь отливается чугунное кружево оград, решеток, ворот новой столицы империи — Санкт-Петербурга. А в XIX веке на фабриках по всей стране налаживается промышленное производство изделий в большинстве традиционных техник работы по металлу.

Особое место среди промыслов по металлу на Руси всегда занимало мастерство литья колоколов. Они появились на Руси одновременно с принятием христианства — еще в конце X века. Звон колоколов созывал русских людей не только на церковные службы, но и на вече, поднимал на оборону от захватчиков, встречал победителей. На российской земле сформировалась своя, неповторимая традиция литья колоколов. Если в западноевропейских церквях звон раздается с помощью расшатывания самого колокола, то в русских — раскачивается язык. Именно это позволило создавать на нашей земле удивительные и не превзойденные больше нигде в мире колокола-«тысячники».

Томский «Царь-колокол». Фото: Фотобанк Лори
Томский «Царь-колокол». Фото: Фотобанк Лори

Виды промыслов по металлу в России

В советские годы некоторые традиционные исторические виды промыслов по металлу, к сожалению, забылись. Но до наших времен удалось сохранить многие другие художественные ремесла. Традиции каслинского литья, ростовской финифти, великоустюжской черни не просто живы, эти направления активно развиваются, следуют меняющейся моде, вкусам, сохраняя многовековое наследие русских мастеров.

Металлические промыслы
Виды промысла Описание Регионы
Художественная ковка Способ механической обработки металлов при высокой температуре, при которой заготовка деформируется под ударами кузнечного молота Москва, Тула
Литье Способ изготовления изделий с помощью заливки расплавленного металла в специальные формы Касли Челябинской области
Финифть Роспись яркими эмалевыми красками по металлической основе Ростов Великий, Вологда
Чернение, или чернь Создание на серебряных и золотых изделиях узоров с помощью смеси сульфидов серебра, свинца и меди Великий Устюг
Чеканка, гравировка Выбивание рельефа на металле, нанесение рисунка методом вырезания или выжигания Златоуст Челябинской области
Скань (филигрань) Плетение ювелирных ажурных узоров из тонкой золотой, серебряной, медной проволоки Казаково Нижегородской области, Красное-на-Волге Костромской области, Павлово Нижегородской области

Литье

Художественное литье — один из тех древнейших художественных промыслов, которые и сейчас окружают нас буквально повсеместно. Бронзовые памятники и чугунные ограды наших городов, статуэтки, посуда, предметы мебели и архитектурные детали...
Очень рано человек начал получать сложные металлические изделия, заливая жидкий металл в формы. И сейчас литейное производство — очень важная отрасль машиностроения. А параллельно с промышленным продолжает существовать и художественное литье.

Фигурка каслинского литья. Фото: РИА Новости
Фигурка каслинского литья. Фото: РИА Новости

Особое место в России заняло искусство чугунного литья. Оно расцвело на Урале с XVIII века. Настоящий центр чугунного литья в России — небольшой город Касли в Челябинской области. Именно здесь уже веками сохраняется и развивается особая техника литья художественных изделий из чугуна. Каслинское литье отличает тонкость деталей, графичность силуэтов, особая игра бликов на металле.

Скань

Вспомните шапку Мономаха: соболиная опушка, жемчуг, драгоценные камни, крест — и тонкие, сложные, витые узоры на золоте. Это и есть скань. Так называется ювелирная техника, столетиями развивавшаяся на Руси. Ажурные узоры, сплетенные мастером из золотой, серебряной или медной проволоки. Изделия из скани — это настоящие металлические кружева.

В технике скани исполняются самые разные предметы. Ювелирные украшения, посуда, вазы, скульптуры, шкатулки, церковная утварь. Скань позволяет сочетать благородные металлы с эмалью, стеклом, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Само слово «скань» пошло от древнерусского «съкати», то есть «свивать» или «скручивать». Есть еще латинское название техники — «филигрань». В Древней Руси скань появилась в IX–X веках, а ее расцветом считаются XVIII–XIX века. Во времена СССР мастерство скани не только не забылось, но и было объявлено народным историческим промыслом и дошло до наших дней.

Интересные факты
о промыслах по металлу

Безвозвратно утерян секрет «мороза по жести» — уникальной техники мастеров Великого Устюга, с помощью которой на тонких металлических пластинах расцветали удивительные узоры.

Прославленный Царь-колокол весом 208 тонн так и не прозвонил ни разу А вот 64-тонный Успенский до сих пор действует на колокольне Ивана Великого в Москве.