«КАРТограмма» реальности: как московская художница создала в Туле новую городскую достопримечательность

Фестиваль современного искусства «Картонная ночь» родился пять лет назад из дружеского междусобойчика. Его нынешняя главная героиня - «кАРТограмма» художника Марины Звягинцевой
Евгения Заболотских
28.06.2018
4088
0
Поделиться:

На фото: художник Марина Звягинцева около инсталляции «кАРТограмма»

Лучи заходящего июньского солнца падают на серый забор, на котором огромными буквами из картона написано «Картонная ночь». Охранники надевают каждому гостю на запястье красный браслет, и можно падать в объятия «ночи», — её устроили в уютном дворике Тульского историко-архитектурного музея. ТИАМа, как сокращенно называют его местные жители. Он похож на наш Музей Москвы, но еще больше — на одну огромную квартиру времен СССР. У входа большой розовый выползень — держит табличку с надписью «Теория хлама». Это тема нынешнего фестиваля.

Хлама, типично советского, который жалко выбросить, предостаточно. В общем-то, тут абсолютно все – хлам. Зато живописный! Вот кухня, с ржавыми сковородками и бельем, которое сушится на веревке под потолком. Вот библиотека, а в ней – настольная лампа с желтоватым светом, шкаф с книгами, кожаные диваны, вентилятор, телефон. Тут же сидит панк с огромным ирокезом. То ли часть инсталляция, то ли местный житель присел отдохнуть с книгой в руках, да зачитался. А вот в деталях расписана «Большая жизнь маленькой скрепки» — рецепт, как сделать из канцелярских принадлежностей модные советские шторы!

7

ВЛИТЬ В ТУЛУ «СВЕЖУЮ» КРОВЬ

Сгустились сумерки. Воздух пропитан озоном, ароматом крепкого кофе, лесных трав и горячих бургеров, которые прямо тут, на улице, готовят парень с девушкой. На сцене – музыканты из Москвы, приехавшие на «Картонку», как ласково называют фестиваль местные жители. В основном панк-рок-группы: дуэт Shokalsky Revenge, «Источник», «Кружок».

Уже взошел в кроне дерева полумесяц – арт-объект Леонида Тишкова. Горит белым светом. Вот-вот обретет жизнь и инсталляция Марины Звягинцевой. Впрочем, московская художница и сама, как произведение искусства. Высокая, с копной темных волос, в красном плаще. В ушах – серьги в виде… труб, поскольку работает в основном с трубами.

— Серьги по моим эскизам сделал ювелир из Ярославля Борис Колесников, — улыбается художница. — Так проникся тем, чем я занимаюсь, что у нас получился этот совместный проект — трубы, которые можно носить на себе.

Работа, которую Марина привезла в Тулу, это гигантская «кАРТограмма» (карта Тулы) из труб ПВХ, выкрашенных белой краской.

9

 

— Это игра слов, — поясняет Марина. – С одной стороны, карта – «Картонная ночь». С другой стороны, с помощью труб я «нарисовала» карту Тулы, где видны история города, его взаимоотношения с ТИАМом. Музей пытается аккуратно, деликатно вливать в исторический центр города, как свежую кровь, культурную составляющую, развивать современное направление искусства. В инсталляции этот момент отражен. По трубам течет «кровь», всякий раз свежая, потому что перекачивает ее по «жилам» города капельница. Таким образом, современное искусство внедряется в город, укореняется в нем, питает его новыми соками.

«кАРТограмма» привешена на живописную кирпичную стену. С историей. В XIX веке за ней располагалась «Старая тульская аптека». Туда забегали за духами, сельтерской и грушевой водой, которые, странно представить, продавались именно там, а также посмотреть в микроскоп на блоху, ужаснуться при виде заспиртованного ужа, внутренностей краба и рыбы, человеческого черепа, зуба волка. Ну и лекарства, лучшие в городе, конечно, купить. Создал и держал аптеку коллежский советник, фармацевт Фердинанд Белявский.

«кАРТограмма», если дать волю фантазии, перекачивает лучшие фрагменты истории из XIX-го века в нынешний, XXI-й. Она останется в Туле, как ещё одна достопримечательность города, собственно, его пульс, и, по мнению Марины, будет информировать прохожих о том, что тут — арт-пространство.

КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО….

Почти все свои объекты Марина делает из водосточных и канализационных труб. Решила использовать их для творчества благодаря монотипиям.

— Монотипия — непредсказуемая техника, — говорит Марина. – Вода все время течет. И, для того, чтобы с ней работать, самое простое – загнать ее в трубу. Трубы – совершенно русский материал. Их везде полно. Дворы окутывают трубы: газовые, отопительные, еще какие-то. И в нашем климате хороши. Один мой объект висит второй год в Норильске. Плюс труба, как конструктор. Из нее можно собирать любые формы. Ею можно рисовать. И еще она – сетевая структура. Может в одном месте появиться, в другом продолжиться. С ней очень интересно работать. Все ее свойства меня, как уличного художника, завораживают. Мне кажется, что все современное искусство – про то, как повседневную жизнь превратить в искусство. Вот как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда».

Наш корреспондент отправился в Заполярье посмотреть на установку первого в городе уличного арт-объекта [фото]

Уже совсем темно. Трубка «Капельницы» загорается красным светом и кажется, будто бы по ней действительно течет кровь. И даже слышно, как бьется пульс. Пульс осовремененной Тулы.

23

«ПОВТЫКАТЬ» В «СКОРОЙ»

Поднявшись по ржавой лестнице, в здание музея, попадаешь на так называемую «Связанную выставку». Там – работы художниц из Москвы Виктории Малковой и Полины Москвиной, а также Евгении Ножкиной из Воронежа. Они соткали картины из кусочков половика и ватного одеяла.

На обычной парковке — «скорая помощь» без колес. Ее перед искорежен так, что страшно смотреть. Внутри сидят трое ребят. На коленях — деревянные ящики с кнопками, по которым, как по клавишам, бьют, но только резко и внезапно.

— Давай к нам! – машет рукой один из парней.

Сгибаюсь в три погибели, залезаю в «скорую», кладу на колени странную коробочку.

— Нужно нажимать на кнопки, как только они загорятся красным светом, — объясняет Дима, тульский программист по кибернетике, придумавший эту инсталляцию. – Чем дальше, тем быстрей будут загораться и тем скорей на них нужно нажимать. Не зевай, иначе подведешь трех других участников!

Конечно, подвожу. Перерыв в игре – повод поинтересоваться, для чего этот непонятный ритуал.

26

— Это «Мэджик машин», — поясняет Дима. – Захотелось что-то придумать для «Картонки», а тут рядом отделение «скорой», и там полно «тачек». Вот эта разбилась в дикой аварии. На фестиваль разрешили ее взять. Что ж, почистили и внутрь засунули эту игрушку. Это такой примитив! Сделали его на контрасте по отношению к нашему миру, в котором все сложно. А тут – нужно просто нажимать на кнопочки!

Попав в команду, по мнению ребят, совершенно не знакомые друг с другом люди начнут синхронно нажимать на кнопочки и, таким образом, лучше понимать друг друга. А после игры знакомятся уже полноценно.

— Куда лучше, чем «втыкать» в гаджеты или напиваться, — восклицает Дима.

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!



  • Еще кино
     
     
     
     
    x
    Есть событие, которым вы хотите поделиться?
    Спасибо!