Лучшие фильмы 2018 года

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин подводит итоги уходящего сезона
Стас Тыркин
11.12.2018
9853
0
Поделиться:

Кадр из фильма «Баллада Бастера Скраггса» (США). Режиссеры — Джоэл и Итан Коэны

В эту десятку лучших фильмов 2018 года я включил ленты разных форматов, жанров и стран — европейские и голливудские, коммерческие и имевшие большой фестивальный успех, широкоизвестные и незаслуженно потерявшиеся, снятые для кино и для телевидения. Их можно посмотреть (или пересмотреть) во время новогодних каникул.

«Экстаз» (Франция)

Режиссер — Гаспар Ноэ

Гаспар Ноэ («Необратимость») этим своим, может быть, лучшим фильмом в очередной раз взбесил ботаников, не оставив камня на камне от типового французского разговорного кино. В картине всего несколько сцен. Начало, когда задается время действия — модные сегодня «лихие 90-е»: герои-танцоры дают о себе интервью, чтобы потом заниматься тем, что они делают лучше всего, танцами. После чего выясняется, что в их сангрию кто-то подсыпал наркоту, и их начинает не по-детски колбасить. Нахально-параноидально-кислотный «Экстаз» хорош уже тем, что его режиссер, в отличие от других, не «лечит» зрителей своими «мыслями», не скрывает того, что кино, этим блуждающим теням на простыне, нужно что-то помимо энергии режиссера.

«Лето» (Россия — Франция)

Режиссер — Кирилл Серебренников

Черно-белое атмосферное кино, сейчас собирающее кассу во Франции, погружает зрителя в предперестроечные дни смутного ожидания перемен — на этом фоне разворачивается лирическая история отношений начинающего Виктора Цоя с уже знаменитым питерским музыкантом Майком Науменко и его женой Наташей. Как известно, труднее всего снять исторический фильм о совсем недавнем прошлом — времени, которое все помнят, от которого у каждого своего впечатления. Но для молодого зрителя и международной аудитории этот фильм отнюдь не о динозаврах советского рока, не только про какие-то давно ушедшие времена, он про сегодняшние любовь и свободу.

«Рома» (Мексика)

Режиссер — Альфонсо Куарон

Режиссер одной из серий про Гарри Поттера и принесшей ему «Оскара» «Гравитации» снял не просто самый личный свой фильм, но настоящее большое авторское кино, черно-белую фреску о взрослении в 1970-е годы, нечто, вдохновленное «Амаркордом» Феллини и напоминающее работы Алексея Германа, которые Куарон едва ли видел.
Roma

Кадр из фильма «Рома»

В центре фрески — ничем не примечательная девушка Клео, служанка коренной мексиканской национальности, живущая в доме своих «белых» хозяев и воспитывающая их четверых детей. Мелкие события частной жизни оказываются не менее значительными, чем события общественно-политические… Не нужно быть Кассандрой, чтоб прогнозировать этому фильму «Оскар» за лучший иноязычный фильм.

«Баллада Бастера Скраггса» (США)

Режиссеры — Джоэл и Итан Коэны

Неожиданный шедевр братьев Коэнов, снимавших 6-серийный телефильм для компании «Нетфликс», но решивших уложиться в 133 минуты экранного времени. Этой нахальной антологией «коротких рассказов», сочиненных ими самими за 25 лет, они обновили уставший жанр вестерна, зарядив его своим безотказным чёрным юмором и блестящим знанием американской литературы и кино.

«Счастливый Лазарь» (Италия)

Режиссер — Аличе Рорвахер

Новый фильм молодой итальянки, лауреатки каннского Гран-при за великолепную семейную драму «Чудеса» (она тоже в этом году вышла в российский прокат), которую «Счастливый Лазарь» даже превосходит. Как и «Чудеса», этот фильм прописан вроде бы по ведомству деревенского неореализма, но оборачивается классической притчей.
Lazzaro

Кадр из фильма «Счастливый Лазарь»

Завязка сюжета заставляет вспомнить нашего поэта Некрасова и его поэму «Кому на Руси жить хорошо» с ее проблемой встроенного в людей (хотя уже и отменённого государством) рабства. Рорвахер — представитель того великого итальянского кино, которое, казалось, уже отошло в прошлое, но нет — живо и отлично себя чувствует.

«Сердце мира» (Россия)

Режиссер — Наталия Мещанинова

Фильм-победитель «Кинотавра-2018» увидел «сердце мира» в затерянной в российской лесной глуши притравочной станции, где живут бок о бок люди и звери. Кипящие на этой самодостаточной, почти как Ноев ковчег, звероферме, страсти обостряются до предела, когда в этот микрокосм вторгаются пришлые. Люди, которые знают «как надо», ввергают в хаос это гармонично существующее по своим законам «хозяйство», в котором можно усмотреть метафору хоть страны, хоть мира. Заложенные в это кино смыслы вполне себе консервативны, но берет оно отнюдь не идеологией, а редким подключением чувств зрителей к каким-то невероятно осязаемым переживаниям персонажей.

«Холодная война» (Польша)

Режиссер — Павел Павликовский

Фильм лауреата «Оскара» за предыдущий фильм «Ида» — забойная мелодрама на историческом материале, вдохновленная судьбой родителей режиссёра, покончивших с жизнью в результате двойного самоубийства.
Холодная война

Кадр из фильма «Холодная война»

Павликовский мастерски сбивает в короткую, напряженную киноповесть не только историю своей семьи, но и немалый кусок послевоенной истории Европы — действие фильма охватывает многие ее уголки на протяжении 20 лет, от послевоенных сталинских заморозков до оттепели.

«Горящий» (Южная Корея)

Режиссер — Ли Чан-дон

Лучший корейский режиссер («Оазис», «Поэзия») взял за основу сценария рассказ Харуки Мураками «Сжечь сарай», но его невероятное кинематографическое чувство подняло сюжет о парне-разнорабочем, влюбившемся в свою одноклассницу, до эпических высот притчи и настоящей кинопоэзии. Из поездки в Африку героиня возвращается в компании молодого богача, который неизвестно чем занимается в жизни, кроме того, что ездит на Порше, устраивает вечеринки и имеет экзотическое увлечение — поджигать сараи бедняков. Но не все ему глумиться над бедностью — истина откроется ему тогда, когда ворвется в его спальню с ножом мясника.

«Остров собак» (США — Германия)

Режиссер — Уэс Андерсон

Актуальная во всех смыслах сказка-антиутопия. Действие второго полнометражного мультфильма автора «Гранд-отеля «Будапешта» происходит в Японии будущего. По сюжету коррумпированный любовью к кошкам мэр мегаполиса Мегасаки на волне созданной им же анти-собачьей истерии репрессирует всех городских псов на Мусорный остров. Первым на свалку отправляется верный пес его 12-летнего воспитанника. Мальчик отправляется на остров на собственном самолете и быстро обрастает там четырехлапыми друзьями, помогающими ему найти любимого пса, хотя все указывает на то, что он погиб.

«Звоните ДиКаприо!» (Россия)

Режиссер — Жора Крыжовников

Несомненный прорыв, важная и этапная работа режиссера народного хита «Горько!», «Звоните ДиКаприо» — роман воспитания. Предмет воспитания — всероссийская кинозвезда по имени Егор Румянцев, которого с редкой безжалостностью к себе играет реальная всероссийская кинозвезда Александр Петров. По мере того, как из-под ног Егора медленно уплывает почва, его брат Лев (Андрей Бурковский), по недоразумению тоже актер, начинает проходить обратный путь от безвестности к зачаткам успеха.
Звоните ДиКаприо

Кадр из фильма «Звоните ДиКаприо!»

Барочная музыка приподнимает сюжет отношений двух братьев над «реальностью», изображенной с нервной непосредственностью триеровской «Догмы». И на дионисийские увеселения «богемы», и на печали «простых людей» Крыжовников смотрит немного из-за облаков, в жанре ироничной медитации о прихотливых странностях изменчивой, ускользающей жизни. Великолепно сочиненный фильм справедливо удостоился приза за лучший сценарий в основном конкурсе фестиваля «Движение».

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!



  • Сегодня в кино
     
     
     
     
    x
    Есть событие, которым вы хотите поделиться?
    Спасибо!