Как тебе такое, COVID-19? Самые страшные вирусы, показанные в кино

В голливудской «Эпидемии» он растворял внутренние органы людей, а в «Человеке Омега» превращал их в мутантов-альбиносов. Собрали для вас лучшие фильмы про вирусы и эпидемию
Денис Корсаков
20.03.2020
0
Поделиться:

Фото: кадр из фильма

Когда в «Двенадцати стульях» Остап Бендер спасает от потопа инженера Щукина, начинает рассказывать ему про похожий случай, который однажды произошел с ним. «Инженера настолько сейчас интересовало все, что касалось подобных историй, что он даже бросил ведро, которым собирал воду, и стал напряженно слушать».

Вот ровно то же самое — с эпидемиями. На фоне коронавируса, связанных с ним опасностей и паники людей остро интересуют подобные случаи, произошедшие в жизни и на экране. Фильм Стивена Содерберга «Заражение» сейчас в каталоге студии Warner Bros. на iTunes занимает второе место по популярности. А еще три месяца назад был на 270-м! И с пиратских, и с официальных сайтов люди лихорадочно скачивают кино про эпидемии — более актуальной темы не найти. Ну и, кроме того, наверное, просмотр такого кино помогает одолеть страх.

Вот несколько картин про вирусы-убийцы, которые помогут вам скрасить карантин. Вспомним и фильмы про зомби (не все — для этого понадобилась бы диссертация). Конечно, все показанное в них, довольно антинаучно, но атмосферу апокалипсиса и паники они передают превосходно.

Фото: кадр из фильма

«Штамм Андромеда»

Роберта Уайза (1971)

Экранизация романа Майкла Крайтона. Вирус в данном случае инопланетного происхождения, и попадает к нам вместе с потерпевшим катастрофу искусственным спутником Земли. Городок, близ которого это произошло, вскоре вымирает: кровь его обитателей, за исключением одного старика-алкоголика и одного шестимесячного младенца, начинает превращаться в кристаллы. Группа ученых в сверхсекретной подземной лаборатории должна понять, что делать с этой очень заразной и легко мутирующей гадостью — а еще выяснить, почему старик и ребенок сумели выжить.

 

«Человек Омега» Бориса Сагала (1971)

и «Я — легенда» Фрэнсиса Лоуренса (2007)

Две достаточно вольные экранизации повести Ричарда Мэтисона «Я — легенда».

В фильме 1971 года смертельная зараза распространялась по миру в результате бактериологической войны между Китаем и СССР, в версии 2007-го — в результате ошибки, допущенной при разработке лекарства от рака. В любом случае, финал один: в опустевшем огромном городе (Лос-Анджелесе в 1971-м, в Нью-Йорке в 2007-м) оставался единственный, по сути, нормальный выживший человек с иммунитетом (Чарлтон Хестон в 1971-м, Уилл Смит в 2007-м). Были, к сожалению, и ненормальные переболевшие; в 1971-м они выглядели как мутанты-альбиносы-сектанты, страдающие от светобоязни, в 2007-м — как отвратительные жуткие зомби. Герою приходилось днем на них охотиться, а по ночам от них защищаться.

 

«Эпидемия»

Ларса фон Триера (1987)

Второй полнометражный кинофильм Ларса фон Триера (в котором в 80-е мало кто подозревал великого режиссера) — история о двух сценаристах, сыгранных реальными сценаристами фильма, Триером и Нильсом Ворселом. У них из-за компьютерного вируса погиб сценарий фильма, который они никак не могут восстановить. Тогда они начинают сочинять другой сценарий — сюрреалистическую фантазию о докторе, который пытается спасти Европу от чумы, не подозревая, что сам является главным ее распространителем. Тем временем чума по удивительному совпадению распространяется и в реальной жизни.

Экспериментальная черно-белая фантазия, снятая за три копейки, в 1987-м не вызвала энтузиазма у критиков — да и сейчас ее ценят в основном самые преданные фанаты датского гения.

 

«Эпидемия» (Outbreak)

Вольфганга Петерсена (1995)

Вирус, о котором идет речь в этом фильме, называется Мотаба и напоминает геморрагическую лихорадку Эбола. В фильме его изначальным носителем является прелестная обезьянка по имени Бетси, ввезенная в США из Африки и в итоге оказавшаяся на свободе в калифорнийских лесах. Увы, она успевает кое-кого заразить. Лучшая сцена фильма — монтаж, в котором показывается, как вирус стремительно передается от одного человека к другому. Жертвам не позавидуешь: согласно фильму, Мотаба способен за считанные часы практически растворить внутренние органы (как тебе такое, COVID-19?) Героические эпидемиологи Дастин Хоффман и Рене Руссо пытаются создать вакцину — но чтобы это сделать, нужно найти крошечную Бетси в лесу! А жестокие военные пытаются разбомбить город, в котором все началось, чтобы предотвратить дальнейшее распространение заразы.

 

«12 обезьян»

Терри Гиллиама (1995)

В 1996 году на свободу вырывается смертельный вирус, к 2035-му он уничтожает почти все население Земли. Выжившие в ужасных условиях ютятся где-то в подземельях. Герой Брюса Уиллиса — заключенный, страдающий от странных кошмаров (какой-то аэропорт, какая-то стрельба) — перемещается на машине времени в прошлое, чтобы выяснить, откуда вирус взялся. Нужно ли говорить, что в 90-х он немедленно попадает в психушку… В первую очередь этот элегантный фильм — не об эпидемии, а об играх с путешествиями во времени; Брэд Питт за роль чокнутого экологического террориста получил свою первую номинацию на «Оскара».

 

«Дитя человеческое»

Альфонсо Куарона (2006)

Вирус в этом фильме коварный и своеобычный. Может, даже это и не простой вирус, а какая-то кара небесная, не вписывающаяся в рамки доказательной медицины — но суть в том, что после пандемии в 2008 году многие обитатели нашей планеты умирают, а оставшиеся становятся абсолютно бесплодными. Идут годы — а ни одна женщина не может не то что выносить, а даже зачать ребенка. К 2027 году человечество окончательно теряет всякую веру в будущее. Остались только две страны с работающим правительством — Великобритания и Ангола; неизвестно, как насчет Анголы, а Великобритания стала полицейским государством. Терроризм, пьянство, повальная депрессия, борьба с иммигрантами — в общем, все 33 удовольствия. А потом герой Клайва Оуэна обнаруживает беременную (!) девушку, которую надо переправить куда-то на Азорские острова — там вроде бы есть группа ученых, в рамках «Проекта «Человек» работающая над лечением бесплодия.

Главное, чем примечателен этот фильм — визуальной стороной: выдающийся режиссер Альфонсо Куарон с помощью великого оператора Эмманюэля Любецки создает мрачный и пугающе убедительный образ Лондона будущего, где большинство плевать хотело на права человека, включая право на жизнь. У критика Роджера Эберта, писавшего о фильме вскоре после его выхода, вырвалась фраза: «Неужели это то, к чему мы идем? Неужели мы живем в последние хорошие времена?»

«Носители»

Алекса и Дэвида Пасторов (2006, выпуск на экран в 2009)

Герои — двое братьев и двое их знакомых девушек - едут в  автомобиле по пустым американским дорогам. Страна охвачена вирусом, настолько смертельным и заразным, что большая часть населения уже перебралась на тот свет. Одни только маски-респираторы против этого вируса не помогут. Нужно вдобавок иметь при себе оружие и активно применять его против уже заболевших, но еще не погибших людей — во-первых, чтобы их отгонять, во-вторых, чтобы отнимать у них полезные штучки типа лекарств и топлива. Гуманность? Нет, это слово почти забыто. Как вы понимаете, малобюджетный фильм ужасов получился довольно жестким и мрачным — настолько, что студия Paramount три года после завершения монтажа не рисковала выпускать его в прокат. Выпустила только после того, как вышел «Звездный путь», и исполнитель главных ролей в обоих картинах Крис Пайн резко набрал популярность.

«Восстание планеты обезьян»

Руперта Уайатта (2011)

и «Планета обезьян: революция»

Мэтта Ривза (2014)

Молодой гениальный вирусолог Уилл (Джеймс Франко) работает над лекарством от болезни Альцгеймера. Испытания снадобья проходят на обезьяне, которая после опытов фантастическим образом умнеет. А сын этой обезьяны вообще развивает интеллектуальные способности до такой степени, что у него даже прорезается кое-какая человеческая речь… В общем, вскоре подопытные животные устраивают погром в городе. А потом оказывается, что разработанный Уиллом вирус не только облагораживает приматов, но и убивает людей.

Его распространение по планете показано в финале «Восстания». А в продолжении, «Революции», продемонстрированы ужасающие последствия. Еще в прологе сиквела режиссер Мэтт Ривз добивает всех людей, оставляя в живых какую-то горстку, обладающую иммунитетом против болезни. В полуразрушенном Сан-Франциско эта горстка и ютится – в то время как в лесопарке неподалеку от города обитает крупная колония умниц-приматов, живущих в первобытных условиях и ничуть от этого не страдающих: они уже научились и охотиться, и ездить на лошадях, и пускать в ход оружие. Легко догадаться, что отношения у обезьян и людей будут складываться трудно. (Напомним, в оригинальной повести Пьера Буля, как и в ее знаменитой экранизации 1968 года, обезьяны побеждали просто-таки с разгромным счетом).

 

«Заражение»

Стивена Содерберга (2011)

Стивен Содерберг попытался снять максимально правдоподобный фильм про возможную пандемию. Где-то в Китае смертельный вирус с экскрементами летучих мышей попадает в хлев, в котором содержатся свиньи. А потом тушка поросенка попадает в гонконгский ресторан. Разделывающий ее повар, не вымыв руки, здоровается с американкой (Гвинет Пэлтроу)…

Впрочем, это последняя сцена фильма, объясняющая, с чего все началось. А в первых сценах кашляющая Пэлтроу прилетает на родину и вскоре падает без чувств в припадке у себя на кухне. Помутнение зрения, судороги, пена на губах… Муж (Мэтт Деймон) везет ее в больницу, но там помочь ничем не могут. Одновременно жертвами непонятной заразы становятся парень в Гонконге и девушка в Лондоне. И в течение считанных часов вирус MEV-1 начинает выкашивать миллионы людей на планете. Он значительно опаснее, чем нынешний COVID-19 — смертность от него достигает 25-30 процентов. При этом ученые предполагают, что из каждых 12 жителей планеты вирусом будет заражен один.

 

«Инферно»

Рона Хоуарда (2016)

Экранизация романа Дэна Брауна. Постоянному герою писателя Роберту Лэнгдону (в фильме его играет Том Хэнкс) нужно найти контейнер с вирусом, созданным гениальным швейцарским ученым Бертраном Зобристом. Этот самый Зобрист, умирающий еще в прологе, был страшно обеспокоен проблемой перенаселенности Земли: по его подсчетам, вскоре планета просто задохнется от количества живущих на ней людей. Численность населения он решил сократить до четырех миллиардов. Вирус спрятан в особом хранилище, и заразит весь мир всего через несколько часов — если Лэнгдон и его новая подруга, наделенная сверхчеловеческим интеллектом блондинка Сиенна Брукс, не успеют его обезвредить. Впрочем, в книге выяснялось, что вирус придуман не для того, чтобы уничтожать уже живущих людей, а для того, чтобы предотвратить появление на свет новых. И, кстати, финал фильма заметно отличается от финала романа (в книжке он поэффектнее).

 

«Эпидемия»

Павла Костомарова (2019)

Телесериалы мы в этой подборке не учитываем — но для самого увлекательного российского сериала, вышедшего в прошлом году, все-таки сделаем исключение. Эпидемия (люди становятся белоглазыми, харкают кровью и быстро падают замертво) накрывает Москву стремительно. Въезды и выезды в нее перекрываются, но компания героев намерена выбраться из города и доехать до какого-то сказочного озера в Карелии, которое представляется идеальным убежищем. Герой Кирилла Кяро должен спасать свою нынешнюю жену (Виктория Исакова) с ее сыном-подростком (Эльдар Калимулин), а заодно бывшую (Марьяна Спивак) с их общим ребенком-дошкольником. К этой компании присоединяются соседи Сергея — Леонид (Александр Робак), его беременная жена (Наталья Земцова) и дочка (Виктория Агалакова). Приключений на их долю выпадет множество: не зараженные вирусом люди от паники начинают проявлять худшие свои качества.

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!
Сегодня в кино
 
 
 
x
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
Спасибо!