10 откровенных фильмов для самоизоляции, в которых эротика не главное

В этой подборке будут фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию: их комфортно смотреть дома на карантине - с тем, кого любишь
Денис Корсаков
21.05.2020
0
Поделиться:

Фото: кадр из фильма

Это довольно странное занятие — составлять список лучших эротических фильмов. Насчет того, хороша или плоха эротика, спорить вообще почти нет смысла: у каждого человека об этом свое мнение, и каждый имеет на него полное право. На днях журнал Esquire составил свой список сорока «самых сексуальных фильмов», там на первом месте оказался «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма, костюмная лесбийская драма, получившая приз за лучший сценарий в Каннах; так вот, есть критики, которые считают ее чуть ли не лучшей картиной XXI века, а есть другие, которые не заметили в ней большого таланта, а на эротику даже не обратили внимания.

В общем, рискнем (возможно, сдуру) составить список не «лучших эротических», а просто «интересных эротических» фильмов, причем очень разных художественных достоинств. Здесь есть шедевры и просто любопытные штучки (а вот порно, извините, нет). И тут нет фестивальных фильмов со скандальными, предельно откровенными сценами, которые всерьез шокировали кинообщественность (им мы посвятим еще один список, следующий). Тут у нас будут фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию, которые смотреть вполне себе комфортно — особенно дома на карантине и с тем, кого любишь.

Фото: кадр из фильма

«Декамерон» (1971) и
«Цветок тысяча и одной ночи» (1974) Пьера Паоло Пазолини

В начале 70-х один из крупнейших итальянских режиссеров взялся экранизировать старинные сборники новелл — сначала «Декамерон» Боккаччо, потом «Кентерберийские рассказы» Чосера, потом — «Сказки 1001 ночи». Во всех этих сборниках много пикантного — и Пазолини как раз-таки хотел показать естественную, «невинную» человеческую сексуальность, которая к ХХ веку почти задохнулась в религиозных и социальных оковах. «Кентерберийские рассказы» едва ли относятся к его шедеврам, но «Декамерон» и «Цветок» и сегодня поражают. Человек буквально придумывает миры, которых раньше (да и потом) никто не видел на экране. В «Декамероне» это баснословное итальянское Средневековье (Пазолини постарался, чтобы многие сцены выглядели как документальный репортаж из иной эпохи), а в «Цветке», снятом в Йемене, Эритрее, Непале и иранском Исфахане — Восток, напоминающий другую планету. И да, это по-прежнему эротическое кино — смешное, трагическое и очень похожее на сон.

«Эмманюэль» (1974, режиссер Джаст Джекин)

Мы предупреждали, что в этом списке — не только шедевры? «Эмманюэль», история о француженке, приехавшей в Таиланд и пустившейся там во все тяжкие, была встречена критиками дружным улюлюканьем — и тем не менее, у зрителей успех был колоссальным. Перед выходом в прокат во Франции фильм хотели сильно порезать, выбросив все «непристойности» — но внезапно умер президент Жорж Помпиду, и покинул свой пост министра культуры Морис Дрюон (сторонник соблюдения приличий). А новые президент Валери Жискар Д’Эстен и министр Мишель Ги оказались против цензуры — и 1 июня 1974 года «Эмманюэль» вышла в прокат какой была, непочиканной. В результате в одной только Франции 9 миллионов кинозрителей выстроились в очереди (причем большинство составляли женщины). В США даже в отцензурированном виде «Эмманюэль» стала самым кассовым французским фильмом за всю историю. Всех впечатляло все: и экзотический антураж, и обнаженная Сильвия Кристель, и приключения ее героини, решившейся на тропической жаре отведать всех запретных наслаждений, и сенсационная сцена, в которой одна тайка курит сигарету совсем не тем местом, которым курят все люди (режиссер потом клялся, что этот эпизод кто-то снял отдельно и без его ведома вклеил в фильм).

«Жар тела» (1981, режиссер Лоуренс Каздан)

Соавтор сценария первых «Звездных войн» и первого «Индианы Джонса» дебютировал в режиссуре элегантной стилизацией под классический голливудский нуар. Герой (посредственный юрист в исполнении начинающего Уильяма Херта) встречает роковую женщину (дебютантка Кэтлин Тернер) — и тянется цепь беззаконий. У них начинается чрезвычайно жаркий роман, но женщина замужем, и наталкивает любовника на мысль о том, что от супруга неплохо бы избавиться. Чем все это может закончиться, все зрители (в отличие от героя) прекрасно понимают. Эротические сцены в этом фильме шокировать никого не шокировали, но запомнились прекрасно.

«9 1/2 недель» (1986, режиссер Эдриан Лайн)

Золотая классика голливудского эротического кино — история отношений между бизнесменом (Микки Рурк) и сотрудницей картинной галереи (Ким Бейсингер), которые случайно встретились и провели вместе указанное в названии время. У них много всего интересного — танцы под Джо Кокера, игры с повязками на глаза и кубиками льда, драки, припадки бешеной страсти.

В 1986-м этот фильм стал бомбой. Одни восхищались, другие глумились; в США «9 1/2 недель» сильно порезали, убоявшись «непристойности», и фильм провалился, в остальном мире он шел в оригинальной версии и собрал огромные деньги. Ну, а в СССР зрители (по крайней мере, некоторые) относились к нему как к самоучителю — «Как заниматься любовью по-западному».

«Горькая луна» (1992, режиссер Роман Полански)

Американец Оскар в парижском автобусе знакомится с молодой француженкой Мими, у них начинается роман, сперва обычный, потом с осложнениями — в том числе садомазохистского толка. Все это обернется жуткой мелодрамой, за которую критики сильно ругали Романа Полански. Вообще в 1992 году, когда «Горькая луна» вышла в прокат, многие сочли, что Полански спятил и начал снимать какое-то софт-порно, пытаясь выдать его за искусство. Особенно почему-то всех шокировало, что на главную роль режиссер назначил собственную молодую супругу Эмманюэль Сенье. С годами, однако, отношение к картине начало меняться — выяснилось, что у нее масса преданных поклонников.

«Основной инстинкт» (1992, режиссер Пол Верхувен)

Знаменитый певец убит во время секса ножом для колки льда. По всему выходит, что преступление совершила его подружка — писательница Кэтрин Траммелл (Шэрон Стоун), блондинка с потрясающей внешностью и зашкаливающим IQ; именно такое убийство было описано в ее последней книге. Но прямых улик против нее нет. Детектив, ведущий это дело (Майкл Дуглас) глаз не может оторвать от Кэтрин — а та в лоб намекает, что героем следующей ее книги станет детектив, который влюбился в роковую женщину и в результате погиб. Но даже это героя не остановит.

В 1992 году публика смотрела «Основной инстинкт» с открытыми ртами: фильм казался чуть ли не первым легальным голливудским порно. Сцена в полицейском участке, где Шэрон Стоун демонстрирует отсутствие нижнего белья, всем взрывала мозги, как и секс между героями Стоун и Дугласа. На Каннском фестивале все рвались увидеть режиссерскую версию (в которую было добавлено 40 секунд — и, говорили, там такое, ТАКОЕ!..) Эротическая акробатика в «Инстинкте» правда очень эффектна — но почти три десятилетия спустя видно, насколько это и без нее классное, умное, изящное кино. Верхувен одновременно снимает безупречный нуар и очень тонко, с ядовитой лаской, глумится над жанром. Местами он осознанно превращает фильм в блестящую черную комедию (оцените метания и слезы героини Шэрон Стоун в финале!) Потом он проделал тот же фокус со «Звездным десантом», который в одно и то же время был 100-миллионным голливудским блокбастером и безжалостной пародией на него.

«Соблазн» (оригинальное название — «Первородный грех», режиссер Майкл Кристофер, 2001)

Куба, начало ХХ века. Владелец кофейной плантации (Антонио Бандерас) выписывает себе из Штатов по почте невесту (в то время подобные малоромантические браки были широко распространены). К его удивлению, вместо обычной девушки, которую он выбрал по фотографии, прибывает молодая Анджелина Джоли. Она объясняет, что специально послала другое фото — не хотела, чтобы жених велся только на ее красоту. Он верит, они заключают брак и предаются любви. Но любому зрителю понятно, что молодого мужа впереди ждет немало проблем.

В 2001 году, когда этот фильм вышел, критики разнесли его в пух и прах, а Джоли получила номинацию на «Золотую малину» как худшая актриса. Это и впрямь жутко мелодраматическая мелодрама, и далеко не лучший фильм на свете. И все-таки — страсть Бандераса и Анджелины на фоне экзотической Кубы, как такое может не впечатлить?

«Вожделение, осторожность» (режиссер Энг Ли, 2007)

Энг Ли любит экранизировать книжки, причем самые разные: то Джейн Остин (“Разум и чувства”), то комикс про крупного зеленого невротика (“Халк”), то повесть о ковбойской любви (“Горбатая гора”), то фантасмагорию о путешествии мальчика с тигром в лодке через океан («Жизнь Пи») . В 2007-м он превратил повесть Эйлин Чанг “Вожделение, осторожность” в психологическую мелодраму предельно тщательной выделки. Действие разворачивается в 1938 году, в Гонконге, когда Япония оккупировала Китай. Группа молодых, патриотически настроенных актеров решает поиграть в подпольщиков и для начала убрать господина Йи (Лен) – высокопоставленного чиновника, коллаборациониста, пыточных дел мастера. Юная актриска (Вей Тан) должна его соблазнить и аккуратно подвести под партизанскую пулю. Спектакль затягивается на четыре года (если считать огромный антракт): барышня начинает всерьез увлекаться как своим визави, так и садомазохистской атмосферой их свиданий.

Славу “Вожделению” обеспечил не венецианский “Золотой лев”, а сенсационные сцены соитий героев – злодея и девушки, которая маскируется под ромашку, а на деле почти палач. В Китае эти сцены немедленно вырезали (тем, кто скачал из интернета полную версию, местные гинекологи через газеты посоветовали не повторять увиденное дома). Гинекологов можно понять: это действительно технически трудные эксперименты, и выражение лиц актеров, перекрутивших тела в довольно неудобных направлениях, вызывает тревогу за их позвоночники. Но жесткая постельная акробатика выглядит вполне естественной: более мягкие варианты как-то не к лицу герою Тони Лена, опасливому садисту, которому пытки подпольщиков и использование ремня в любовной прелюдии представляются вещами одного завораживающего порядка. А героиня Вей Тан не протестует: она же, в конце концов, не просто так отправилась в постель к коллаборационисту, а с целью однажды увидеть на простыне его мозги. Вот только боевые товарищи не спешат врываться в спальню с маузерами — а она их и не торопит.

«Верность» (2019, режиссер Нигина Сайфуллаева)

Трудно обойти вниманием этот фильм, исключительно откровенный по российским меркам. Его премьера состоялась на «Кинотавре», и в определенные моменты зал сидел не дыша: Екатерина Громова и Александр Паль демонстрировали на экране такие актерские обнажение и проникновение, каких фестиваль еще не видывал. Героиня «Верности» (которая на стадии съемок, кстати, называлась «Ревность») — Лена, гинеколог из солнечного города где-то на Балтике — залезает в мобильный телефон мужа и видит там СМС пикантного содержания. Вместо того, чтобы потребовать объяснений, Лена отправляется на пляж, кадрит там первого попавшегося молодого человека и отдается ему в номере гостиницы. С ним она хотя бы для порядка болтает и выпивает перед соитием – а со следующим партнером вообще обходится без лишних слов, торопливо совокупляясь чуть ли не на набережной… Настоящие причины, конечно, серьезней, чем легкомысленное СМС: Лена, проведя с мужем в браке уже несколько лет, понимает, что чувства их начинают угасать, что им обоим чего-то сильно не хватает как в постели, так и вне ее, а как справиться с этим кризисом, не представляет.

«КП» составила список картин, которые скрасят вам карантин и добавят адреналина в кровь
Майские праздники самое время пересмотреть любимые фильмы о войне: в нашем обзоре мы собрали 10 лучших картин разных лет и стран
В нашем обзоре - десятка самых любопытных отечественных картин с 2010-го по 2019-й год. Вы точно не пожалеете!
COVID-19 парализовал и кинопрокат, и работу кинематографистов на съемках. Какие фильмы перенесли из-за коронавируса - в нашем обзоре
Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!
Сегодня в кино
x
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
Спасибо!