Новый пешеходный маршрут в Москве для туристов: одиннадцать набережных за одну прогулку

Лежаки, плавучие рестораны и первые рыбаки. Корреспондент «КП» прошел по новому туристическому маршруту, преодолев 17 км от «Москва-Сити» до Таганской площади
Павел Клоков
20.04.2018
0
Поделиться:

Фото: Павел КЛОКОВ

Этот пешеходный маршрут называли уникальным еще до окончания городского ремонта (программа благоустройства «Моя улица»). В то время, когда столичные набережные были перекопаны и засыпаны щебнем, а на демонтированной плитке в редкие минуты отдыха восседали люди в оранжевых жилетах.

В мэрии объясняли, что во время реконструкции тротуары расширят и гулять по ним станет приятнее. Особенно по центральным набережным, где полно достопримечательностей (стадион «Лужники», Третьяковка на Крымском Валу, памятник Петру, Храм Христа Спасителя, Кремль, Парк «Зарядье» и другие). Единый пеший маршрут начинается от делового центра «Москва-Сити» и заканчивается (условно) на Таганской площади. Расстояние кажется невероятно большим. Хотя на самом деле всего 17 километров, пройти которые можно за четыре часа.

Фото: Павел КЛОКОВ

А Я ЛЕЖУ, ГУЛЯЮ ПО МОСКВЕ

Итак, позади башни делового центра. Справа — Москва-река.

Старт маршрута начинается на Краснопресненской набережной. И главный ее плюс — это деревянные лежаки, похожие на букву «М». Филейная часть оказывается внизу, а ножки приятно болтаются. К тому же они еще совсем не устали. Здесь, на фоне небоскребов, селфи делают не только туристы, но и москвичи. Тротуар просто широченный. Почти как на Новом Арбате. Так и просится какая-нибудь кафешка. Или хотя бы павильон. Но, увы, из развлечений — только шезлонги и USB-розетки на остановках (некоторые из них не работают). В зоне таксистов пять автомобилей. Водители в один голос говорят, что заказов почти нет и им не на что жить. Хотя надеются, что с потеплением клиентов станет больше.

Жителям столицы предлагают поиграть в парках и на улицах, чтобы узнать много нового об их истории

Вдали маячит Дом Правительства РФ. Справа, через реку, гостиница «Украина». По-весеннему пахнет краской, потому что ограждения недавно покрасили. Велосипедисты мчатся не по проезжей части, а прямо по тротуару (благо места навалом). Но специальная разметка есть далеко не на всех набережных.

И вот иду-иду, занудствую про себя. Мол, ни одной харчевни на берегу. Ни одного туалета. И вдруг вижу — ресторан «Чайка». Красивый такой. На корабле. Почему бы угрюмому страннику не сделать привал? Захожу. Хватаю меню. И с выпуклыми, как у новорожденного теленка, глазами читаю: «Корейка ягненка на гриле робата под соусом «Айоли» — 1450 рублей. Суп из акульих плавников — 980 рублей. Стейк «Рибай» — 2370 рублей».

Для кого этот ресторан? Для туристов, которые не умеют переводить рубли в доллары?

Фото: Павел КЛОКОВ

СПРАВИТЬ НУЖДУ? — ПЕРЕЙДИ ДОРОГУ

Краснопресненская плавно переходит в Смоленскую. Там я встретил первого в этом году рыбачка, которого зовут дядя Витя. Он сказал, что рыба совсем обнаглела и клевать на червя отказывается. Хотя он, дядя Витя, червя покупает. На скамейке из маленького приемника доносились новости из Сирии.

Я шел по плитке и поглядывал на часы. Лежаки предательски кончились, остались только лавки. И то не везде. Например, Ростовская набережная голая как сокол. Зато центр «Москва-Сити» уже на другом берегу реки и фотографироваться на его фоне — милое дело (можно даже поставить его на ладошку).

На Саввинской набережной я понял, что пересекать уникальный туристический маршрут нужно было на велосипеде. Ноги начали гудеть. Позади остались Киевский вокзал и гостиница «Славянская» (хотя не знаю, можно ли их считать достопримечательностями).
Постепенно, ближе к центру, начали мелькать карманы с платной парковкой. Свободных мест полно.

По правую руку две красно-белых трубы ТЭЦ, а я все равно иду и скучаю. Купить водички или справить нужду можно в каком-нибудь кафе, но это через дорогу.

Наш корреспондент Павел Клоков. Фото: Личный архив

ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ «ЛУЖНИКИ»

На Новодевичьей набережной я понял, что велосипед, как средство передвижения, — для меня слишком жирно. Сгодились бы даже ролики, на которых я не умею кататься. Но, слава Богу, эта набережная — настоящая рекордсменка по скамейкам. Их так много, что в глазах даже немножко рябит. Посидел пять минут и отправился дальше.

А дальше начинается Лужнецкая набережная. Здесь уже почти нет машин, зато полно киосков, кафешек и туалетов. Наткнулся на пункт проката велосипедов (вовсю работает — 300 рублей в час), но брать двухколесного друга не было смысла. Мне ведь его потом придется возвращать. Сюда же. Что касается красоты, на Лужнецкой набережной открывается вид на Главное здание МГУ.

Главное здание МГУ (ГЗ МГУ) - как попасть и какие секреты скрываются внутри

ДО КРЕМЛЯ — РУКОЙ ПОДАТЬ

Шел третий час моего путешествия. Если бы не редакционное задание, я бы точно поставил в нем многоточие и свалил бы домой на автобусе…

В принципе, как мне показалось, начинать турпоход надо с Фрунзенской набережной. На ней хоть и нет скамеек, зато открываются чудесные виды на Андреевский мост (на него лучше смотреть вечером, когда он светится), Минобороны, Храм Христа Спасителя, Третьяковку (на Крымском валу). Дальше, на Пречистенке, выплывает Кремль. По ту сторону реки — фабрика «Красный Октябрь» и театр Эстрады. Здесь уже ощутимо больше людей и процентов семьдесят из них — туристы.

Если встать в центре Соборной площади, то все находящиеся там здания будут стоять к вам лицом, таким образом, вы буквально будете окружены историей. Здесь размещены три собора - Благовещенский, Успенский, Архангельский, а также колокольня Ивана Великого...

Ширина набережных не везде такая гигантская. Например, в самом начале Пречистенской тротуарчик сужается до трех метров. И два велосипедиста на нем едва разъезжаются. Таковы особенности улицы. На дороге тоже не разгуляешься — всего две полосы. Зато дальше, ближе к Большому Каменному мосту, прежняя ширина возвращается.

На Кремлевской мне уже было все равно, какие там виды меня окружают. Язык мой лежал на плече как у сенбернара. Ног я почти не чувствовал. Слева мелькнул Храм Василия Блаженного. На Москворецкой — парк «Зарядье».

Какая-то китаянка попросила меня сфотографировать ее на фоне автозаправки (рядом с высоткой на Котельнической набережной). Я ничему не удивлялся и выполнил просьбу.

Фото: Павел КЛОКОВ

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

— Рецепт комфортных общественных пространств примерно один и тот же, — считает блогер и урбанист Аркадий Гершман. — Это что-то такое, что может занять людей. Набережные всегда притягивали к себе жителей городов и туристов. Практически все города стоят на воде. Это, действительно, комфортное место для размышления о вечном. Но, тем не менее, никто не будет просто так ходить по берегу вперед-назад. Ну или пройдет два раза, а на третий откажется, потому что все уже там знает. Поэтому хорошо, когда вдоль набережных идут какие-то постройки с кафе, магазинчиками, туалетами. Можно даже размещать какие-нибудь выставки, инсталляции… И тогда народ потянется. К сожалению, одних видов маловато для того, чтобы туристы проходили такое расстояние.

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!
Сегодня в кино
 
 
 
 
x
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
Спасибо!