Пять лучших спектаклей Москвы для любителей кофе

Кофейные зерна и зерна образов на театральных подмостках Москвы. Что посмотреть в театрах тому, кто не представляет свой день без кофе
Эмилия Деменцова
28.02.2018
1032
0
Поделиться:

«Господа, позволено ль с вином равнять do-re-mi-sol?», — вопрошал автор «Евгения Онегина», блистательно сравнивая музыку Россини и игристое. В наш век «хлебные» эпитеты «припеклись» к «зрелищам»: в текстах о театре то и дело проскакивает «гастро»-лексика: «вкусный спектакль» или «постановка оставила послевкусие/привкус». Встречаются премьеры «по рецепту» и «с пылу, с жару», спектакли-«полуфабрикаты» и «деликатесы», вызывая лингвистическое несварение у читателей. А все же пища духовная и пища телесная тяготеют друг к другу, как человек к ним. 

Рестораны становятся площадками для спектаклей, открываются гастрономические театры, «исходящий реквизит» — еда — на сцене, утоляя жажду прекрасного, вызывают аппетит. К театральным буфетам нареканий всегда больше, чем к спектаклям. Цена и качество тут часто расходятся, как и вкусы публики. Ревизия бутербродов и пирожных не дело театрального критика, но уровень буфетов многих театров находится ниже уровня сцены. С горечью приходится констатировать. С кофейной горечью дурного кофе, который часто сопутствует театральным походам. Растворимый или робуста, с запахом самолетного варева или обжарки до состояния черного задника сцены, землистый или «без цвета, вкуса и запаха» — какой только кофе ни приходилось пить театралам. Поневоле позавидуешь персонажам того или иного спектакля, распивающим кофе на сцене, иной раз глядя на засыпающий зрительный зал. А как остро ощущается чеховская реплика Тузенбаха перед дуэлью: «Я не пил сегодня кофе» — в адрес Ирины, сокрушавшейся, что «лучше быть простою лошадью, только бы работать, чем молодой женщиной, которая встает в двенадцать часов дня, потом пьет в постели кофе…». Вот когда сердце кофемана бьется быстрее, вот где возникает сопричастность и сопереживание. В Московском Художественном театре когда-то шел самый кофейный спектакль «Призраки» по пьесе Эдуардо де Филиппо. В нее вписан целый монолог, полный любви и знания дела, о том, как правильно готовить кофе в итальянской моке. То была одна из самых страстных сцен неаполитанского спектакля. В антракте публика устремлялась в буфет, в котором – Mamma Mia! – кофе не было.

Сейчас в Москве есть как минимум пять спектаклей, способных растревожить страстных любителей кофе. Да и близок этот напиток сцене: недаром существует сочетание «coffee stage», объединяющее кофе и сцену в место встречи. Сердце бьется чаще, чувства обостряются, энергия бьет ключом, а ясность мысли озаряет светом мрак зрительного зала. Так действует хороший спектакль. И/или чашечка эспрессо.

Итак, 5 кофейных спектаклей Москвы.

«Кофейная кантата»

Геликон — опера, м. «Арбатская», ул. Б.Никитская, 16-19.

Это первое произведение искусства, прославившее кофе. Иоганн Себастьян Бах написал его по заказу кофейного дома Циммермана в Лейпциге, куда горожане по зимним пятницам и летним средам приходили послушать музыку. «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!», — поют со сцены, одаряя зал не только прекрасными голосами, но ароматным напитком.

«Вишневый сад»

МХТ им. А. П. Чехова, м. «Театральная», Камергерский пер., 3.

«Я привыкла к кофе. Пью его и днем и ночью», — говорит Раневская в исполнении Ренаты Литвиновой, словно рожденной для этой роли. К кофе по пьесе предусмотрены сливки, за чем чутко следит преданный (как окажется во всех смыслах) лакей Фирс (Николай Чиндяйкин). Изящная чашечка быстро пустеет, как разоренное имение, сигарета в длинном мундштуке догорает, обрывки письма от парижского любовника неловко подбирает тонкая рука. Быстро поднятое не считается упавшим. «Кофе выпит, можно на покой»

«Привидение»

Московский Дворец Молодежи, м. «Фрунзенская», Комсомольский пр-т, 28.

Специально для этого мюзикла по мотивам одноименного фильма бариста известного кофейного бренда создал особый напиток «Midnight Frappuccino», который могут попробовать только зрители МДМ в вечер спектакля. С кофе здесь танцуют и поют, находя бумажный одноразовый стаканчик ярким средством художественной выразительности. Да и мыслимо ли показать жизнь динамичного мегаполиса или офисных сотрудников без этого непременного атрибута?

«Египетская марка»

Мастерская Петра Фоменко м. «Киевская», Набережная Т. Шевченко, 29.

«Последние зернышки кофе исчезли в кратере мельницы-шарманки», — «непослушную» музыку прозы Осипа Мандельштама здесь чутко расслышали и, не сфальшивив, перенесли на язык сцены. Получился спектакль в пробах и ошибках, в котором мелят кофейные зерна, время, историю, человека, слово. Старинную кофемолку-шарманку крутят на авансцене, превращая это действо в нечто сакральное, поэтическое и судьбоносное.

«350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»

МХТ им. А. П. Чехова, м. «Театральная», Камергерский пер.,3.

Кофе и персонажи здесь – «в капсулах». Не слышат друг друга, не понимают, лгут. Кофемашина и герои подобраны по принципу эргономичности. Текст Вуди Аллена в сценическом обрамлении Константина Богомолова становится тонкой и беспощадной комедией о семейной жизни, где горечь и ирония чередуются и выплескиваются со сцены в зал, а театральный кофеин спектакля долго не выводится из организма.

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!



  • Еще кино
     
     
     
     
    x
    Есть событие, которым вы хотите поделиться?
    Спасибо!