Проклятье картины «Иван Грозный» и «убивающие» портреты: мистический Илья Репин на выставке в Москве

В Новой Третьяковке открывают выставку, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника Ильи Репина. Экспозиция будет работать до августа 2019 года
Оксана Фомина
13.03.2019
4928
0
Поделиться:

Картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» вызывает у зрителей весьма противоречивые чувства. Она до сих пор находится на реставрации после прошлогоднего покушения.  Фото: wikipedia.org

Последняя монографическая выставка работ Ильи Ефимовича Репина проходила в 1994-м. Но, кажется, и тогда такого размаха не было: сейчас на трех этажах Новой Третьяковки собрали произведения Репина из 35 музеев как частных, так и государственных. Всего в экспозиции представлено 300 его работ. Среди них 170 живописных полотен. Покажут как хрестоматийные шедевры, так и малоизвестные картины.

Наверняка многие посетители откроют для себя совсем другого Репина — еще более глубокого и тонкого.

Волшебный мир красок

…Художником Репин стал благодаря родственнику Трофиму Чаплыгину. Именно он принес в дом Репиных краски. Маленький Илья сразу влюбился в эту «игрушку». Он раскрашивал картинки в азбуке и любовался результатом. За рисованием проводил все время, иногда родителям стоило больших усилий оторвать его от красок на обед или ужин.

В академии Репин проявил себя усердным учеником. Уже первые его работы заметили. Он был весьма коммуникабельным юношей и быстро оброс огромным количеством знакомств. Казалось, он знал всех известных людей своего времени — Чуковского, Маяковского, Толстого, Мусоргского.

Корней Иванович вспоминал первые впечатления о Репине: «…небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным, стариковским лицом, с прищуренным правым глазом, в черной шинельке с накидкой, в самых обыкновенных вязаных деревенских перчатках, и даже не перчатках, а варежках, вокруг усов у него топорщатся рыжеватые волосы, совсем простой, даже как будто застенчивый, будто и не знает, что он — Репин».

«Черный художник»?

Некоторые поклонники творчества Ильи Ефимовича считают, что все, кто позировал художнику, сразу после умирали. За ним даже закрепилась слава «черного художника». В качестве примеров приводят Мусоргского, Писемского, Пирогова, пианистку Луизу Мерси-Аржанто, умерших вскоре после того, как портреты их были готовы.

Да, Модест Мусоргский умер почти сразу, как художник написал его в больнице. Композитору 42 года, но он безнадежный алкоголик, с частыми приступами белой горячки и галлюцинациями.

Философ и писатель Алексей Писемский (ему было 59 лет) также страдал алкоголизмом и депрессией. И на то были веские основания — его сын покончил жизнь самоубийством.

Луиза де Мерси-Аржанто умирала года от рака. Собственно, полотно так и называется «На смертном одре». Хирург Пирогов также стал жертвой этой болезни. Когда он скончался, ему был 71 год.

Фото: wikipedia.org

Репина критиковали, мол, картина «исторически недостоверна». Однако ее судьба оказалась удачной — полотно ждал успех на престижных выставках.

Покушения на «Грозного»

С портретами более-менее ясно. Но вот полотно «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», написанное в 1883 — 1885 годах, скорее всего, обладает определенными мистическими свойствами.  Публике показали шедевр в 1885-м. Говорят, у зрителей были самые разные реакции. Кое-кто впадал в ступор, кто-то рыдал. Возможно, это объясняется тем, что картина написана весьма реалистично, а кровь, обильно изображенная на холсте, кажется настоящей.

На картину дважды нападали. В первый раз в 1913-м на «Ивана Грозного» кинулся молодой иконописец старообрядец Абрам Балашов. Он настолько сильно повредил картину, что Репину пришлось буквально заново переписывать лица Грозного и его сына.

Второе покушение случилось в 2018 году. Почти перед закрытием галереи один из посетителей ударил застекленную картину оградительной стойкой… Осколки поранили картину в трех местах. В выставочном разделе «Исследования» можно познакомиться с документальными материалами об истории реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и современным состоянием картины.

ГДЕ: Новая Третьяковка, м. «Парк культуры», Крымский Вал, 10.

Залы 60 — 61, 80 — 82.

КОГДА: С 16 марта до 18 августа 2019 года.

Цена билетов: 300 — 600 руб.

В Государственном Пушкинском музее открылась выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа», она будет работать до мая 2019 года
02-FRIDA_cover

КП-«Афиша»

Комсомолка рекомендует всем ценителям прекрасного — коллекция «Великие архитекторы» на shop.kp.ru и в фирменном магазине «КП» по адресу: г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д. 1/23 стр. 1

6+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!
Выставки сегодня
 
 
 
 
x
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
Спасибо!