Георгий Нисский: 5 выдающихся картин мастера

В Институте Русского реалистического искусства 14 сентября открывается выставка художника Георгия Нисского
Ксения Владимирова
12.09.2018
1479
0
Поделиться:

Георгий Нисский, «Верхняя Волга», 1949. Холст, масло. 140 × 240 см

Музей ИРРИ — один из самых авторитетных московских музеев в том, что касается научной работы: пожалуй, мало кому разве что кроме Третьяковки и Пушкинского удаются такие кропотливые и проработанные выставки. Георгия Нисского музей не так давно показывал в рамках других выставок, но его ретроспектива — а уж тем более такая подробная — пройдет впервые: на выставке «Нисский. Горизонт» покажут работы из 25 музеев. Железные дороги, автотрассы, небо, покоренное самолетами — так в общих словах можно описать основные темы художника, который сейчас становится одним из самых популярных советских мастеров.

Выставка подробно расскажет о творческом пути самого Георгия Нисского, но также и представит и мастеров, вдохновлявших его: от Рылова и Марке до Рериха и Дейнеки. Большое количество документальных материалов, представленных на проекте, будут показаны впервые.

ГДЕ: ИРРИ, м. «Павелецкая»,

Дербеневская наб, 7/31.

КОГДА: 14 сентября 2018 — 27 января 2019

1. «Верхняя Волга», 1949

Холст, масло. 140 × 240 см

Государственная Третьяковская галерея

Работа «Верхняя Волга» написана Нисским в конце 1940-х — в это время он создает целый ряд крупноформатных парадных пейзажей. Среди них — написанные на канале Москва — Волга «Дмитровский шлюз» и «Передовой шлюз канала имени Москвы». Заядлый яхтсмен, Нисский не раз видел эти пейзажи со своего швертбота, но для «Верхней Волги» он выбирает необычный для себя ракурс с высоты птичьего полёта и высокий горизонт. Подобная точка зрения позволяет полно охватить русло великой реки, в которой даже большие суда кажутся затерявшимися в бескрайнем просторе. Волга не раз становилась героем картин Нисского. В 1953 году художник отправляется в большое путешествие по реке, чтобы собрать материал к полотнам для новых зданий Московского государственного университета.

2. «В пути», 1958–1964

Холст, масло. 140,4 × 155,2 см

Институт русского реалистического искусства

В путиC

Ещё один ярчайший пример индустриального пейзажа Георгия Григорьевича 1950-х годов. Это полотно стало основной работой на выставке Russia on the Road в римском Palazzo delle Esposizioni в 2015 году. Художник писал это полотно на протяжении нескольких лет. Пытаясь достичь идеальных пропорций, Нисский многократно изменял композицию произведения. Реставрационная экспертиза показала: чтобы максимально открыть горизонт и придать глубину пространству, художник сдвинул вправо семафор и убрал фигуры людей из центра платформы. А также уменьшил высоту здания вокзала и записал станционные часы. Самое важное исправление — увеличенный и передвинутый вправо солнечный диск. К нему сходятся основные диагонали картины: рельсы поезда и очертания вокзального здания.

3. «Над снегами» 1964.

Холст, масло. 86,8х165,8 см

Институт русского реалистического искусства

Над снегамиC

Конец 1950-х — 1960-е годы — значимый период творчества Георгия Нисского. В это время он возвращается к стилистике ранних произведений, отмеченных лаконизмом и графичностью. Безусловный шедевр того периода — «Над снегами». Пейзаж захватывающе космичен. Стаффажные вкрапления ( (нем. Staffage, от staffieren — украшать картины фигурами) — запряжённые лошадью сани, одинокая фигурка человека, церковь вдали — обостряют пронзительное чувство необъятного пространства. Самолёт с обтекаемым фюзеляжем, резко выхваченный цветом, становится главным персонажем полотна, средоточием его динамики, зримым свидетельством покорения пространства и времени человеком.

Эксперты Московского авиационного института полагают, что это, скорее всего, Ил-62М. Тем не менее к подобному уточнению не стоит относиться строго, следует учитывать право живописца не только на художественный вымысел, но и воспоминания автора. Сам Нисский писал о том, что изобразил на картине именно Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолёт.

4. «Подмосковье. Февраль» 1957

Холст, масло. 120 × 196 см

Государственная Третьяковская галерея

Подмосковье. ФевральC

«Где-то шёл бегом, а сейчас мой шаг стал размеренней и тише», — фраза Нисского в конце 1950-х. Все это подтверждается картинами того времени. Интенсивные, контрастные по цвету, но сдержанные по композиции, они открывают нам нового Нисского. Динамика его картин не исчезает, однако становится более плавной. «Подмосковье. Февраль» уже одной своей величиной говорит о намерениях художника создать не картину, а… фреску. Работа действительно похожа на инкрустированное панно, где каждая деталь пейзажа выполнена из драгоценной породы дерева или же камня. Усилия художника не остаются незамеченными: картина прославила Нисского на всю страну и была отмечена дипломом Московского отделения Художественного фонда СССР.

5. «Севастополь. Встреча» 1935

Холст, масло. 75,5 × 99,5 см

Нижегородский государственный художественный музей

Севастополь. Встреча.C

Для Нисского подобные тематические произведения не характерны. Жанровые сцены появляются в работах живописца исключительно на раннем этапе. «Встреча. Севастополь» — один из подобных опытов. Нисский долго не мог её закончить — помогла поездка в Крым, в которую художник отправился вместе со своими коллегами Егором Ряжским и Фёдором Богородским. Наблюдая за ними, Нисский учился работать с натуры и написал множество морских пейзажей. Но Нисский не был бы собой, если бы ограничил своё пребывание в Крыму лишь художественными поисками. В первый месяц поездки он познакомился с военными моряками — художник собирал материал для работы над заказом комитета выставки «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-морского флота». Моряки брали Нисского на манёвры и учения боевых кораблей, и даже в поход на подводной лодке! Художнику удалось полетать и на военном самолёте. Вернувшись в Москву работа, художник завершил работу, оставленную на мольберте. Романтичная сцена воссоединения моряка и ждущей его девушки не только стала одной из лучших работ Нисского, но и была награждена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Поделиться:
 
Есть событие, которым вы хотите поделиться?
 
Самое интересное в Москве подпишитесь на рассылку!



  • Выставки сегодня
     
     
    x
    Есть событие, которым вы хотите поделиться?
    Спасибо!