Богиня Джоли с легкой деменцией: чем хорош и чем плох фильм «Вечные», один из самых ожидаемых в году

Богиня Джоли с легкой деменцией: чем хорош и чем плох фильм «Вечные», один из самых ожидаемых в году Фина (Анджелина Джоли). Постер фильма «Вечные»

На экраны с небольшой задержкой из-за локдауна (8 ноября вместо ранее запланированной даты 4 ноября 2021 года) вышел голливудский блокбастер «Вечные» по мотивам комиксов Джека Кирби, в постановке лауреатки «Оскара» Хлои Чжао. Его герои призваны занять в умах зрителей примерно то место, которое еще несколько лет назад занимал золотой состав Мстителей. Наш обозреватель Денис КОРСАКОВ считает, что у новой команды супергероев это вряд ли получится

Вечные — это примерно как Мстители или Люди Икс, только бессмертные. Они появились на нашей планете в 5000 году до н.э., в Месопотамии, жители которой еще не знали ни колеса, ни денег — и сразу начали защищать землян от страшных, прыгучих и зубастых зверюг, так называемых девиантов. В этом и состояла их миссия. В остальном им вмешиваться в дела людей было запрещено. А направил на Землю Вечных целестиал Аришем, такая богоподобная Сущность; именно он когда-то создал первое солнце и принес свет во Вселенную. (На экране целестиал Аришем больше всего похож на крупного шестиглазого красного робота, нарисованного американским дизайнером в 50-е, в серии «Чудеса XXI века»).

Уже к началу XVI века почти все девианты на Земле были истреблены, люди про них накрепко забыли, а Вечные разбежались по планете и стали жить как бы на пенсии, каждый в свое удовольствие. Но через 500 лет девианты снова откуда-то выскочили и начали жрать население (в всем виновато, конечно, глобальное потепление: часть монстров, вмерзших во льды на Аляске, теперь оттаяла). Вечные собираются, чтобы окончательно прижучить чудовищ, и случайно выясняют, что Земле грозит опасность покруче девиантов. Оказывается, Аришем использовал нашу планету как инкубатор для создания еще одного целестиала. Тот сидел где-то в районе земного ядра, потихоньку питался энергией людей (поэтому их и нужно было беречь, защищая от от девиантов), очень медленно на этой энергии вызревал. А теперь наконец готов вылупиться, в процессе разнеся всю планету на мелкие кусочки. Ну и у Вечных, соответственно, теперь дилемма: покориться воле своего создателя, дать целестиалу родиться и уничтожить Землю, — или спасать людишек, к которым они за семь тысячелетий как-никак успели прикипеть.

ТЫ ГЛУХАЯ, ОНИ ГОЛУБЫЕ

Вечные — уже третья группировка супергероев, которую выпускает на экран Marvel, и она, к сожалению, выглядит самой вялой. Про Мстителей Marvel рассказывал долго, подробно, с огромной любовью: почти каждому был посвящен отдельный фильм (а чаще два или три). Про Людей Икс рассказывали чуть более торопливо — но и там каждый мутант был по-своему интересным, у многих получилось стать зрителю практически родными. А здесь — толпа довольно унылых персонажей: один умеет летать и стрелять лучами из глаз (первое у него от Супермена, а второе от Циклопа), другая умеет создавать голограммы предметов и людей, третий хорошо дерется, четвертый гипнотизер, пятый гей, шестая глухая и так далее. (Невозможно тут не вспомнить катаевское перечисление белых медведей из «Цветика-семицветика»: «первый — нервный, второй — злой, третий – в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый, шестой — рябой, седьмой – самый большой»).

Сэлма Хайек в фильме «Вечные» . Кадр из фильма

Как и у Катаева, такими характеристиками все персонажи практически и исчерпываются. Всем этим существам вообще-то по семь тысяч лет, это довольно большой срок, но пережитое никак на них не сказалось, не сделало их ни мудрее, ни интереснее. Чем они занимались хотя бы последние 500 лет, когда отошли от дел и вели обычную человеческую жизнь? Не наскучила ли она им? Не озверели ли они от собственного бессмертия? Ну хотя бы, как минимум (вспомним фильмы про вампиров) они в кого-то влюблялись? Теряли своих постаревших возлюбленных? Переживали? Мы об этом не узнаем, потому что четырех сценаристов фильма это не волнует ни на секунду. Главное — прошло полтысячелетия, и Вечные собрались вместе, свежие, как огурцы. Ну вот разве что про одного из них сообщается, что он на досуге сделал карьеру в индийском кино, изображая целую династию болливудских артистов (один умирает, и на его место тут же заступает сын). Очень смешно, конечно, — пока не задумаешься, какой это, должно быть, ад.

Особняком стоит главная звезда фильма — Анджелина Джоли в роли воительницы Фины (авторы жирно намекают, что древние греки именно ее принимали за Афину Палладу). У нее-то как раз воспоминаний много, даже всплывает кое-что из прошлых жизней (в какой-то момент выясняется, что Вечные — многоразовые орудия Аришема, они стали свидетелями гибели уже не одной планеты, на которой выращивали целестиалов, просто каждый раз после «миссии» им стирали память). Ввиду своей переполненной памяти Фина стала немножко некондиционным божеством, с некоей формой деменции: периодически глаза у нее становятся белыми, и она начинает махать своими сверкающими копьями, набрасываясь на товарищей.

Команда вечных. Кадр из фильма

Грустно, конечно, но Джоли в ее нынешней форме очень подходит на эту роль. Судя по последним фильмам («Малефисента-2», «Те, кто желает мне смерти», «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»), многолетний простой и болезненный развод с Брэдом Питтом ее ощутимо подкосили. То сияние, которое исходило от нее десять лет назад, потускнело (все еще мелькает иногда, как сполохи, и тут же гаснет); перед камерой бывшая богиня, почти разучившаяся играть, появляется по инерции — чтобы заработать на пропитание своим многочисленным детям.

Зато «гуманистический посыл» тут предъявлен во всей красе: Marvel на максимальной громкости орет зрителю, как уважает людей всех национальностей и сексуальных ориентаций (тот персонаж, который гей, еще и темнокожий, а его супруг — с Ближнего Востока, и все это принципиально важно). И глухота одной из героинь — конечно же, не помеха тому, чтобы влиться в дружный отряд. Ну, а деменция — разве помеха? Да нет, конечно, просто надо проявить к бедной Фине немного ласки, и ее помутневшие глаза вернут свой цвет.

КАК СНОВА ВСТРЕТИЛИСЬ КИТ ХАРИНГТОН И РИЧАРД МЭДДЕН

В принципе, в связи с гуманизмом можно еще много написать про богоборческие мотивы в этой картине. Если на секундочку всерьез принять целестиала Аришема за как бы Бога, то восставшие против него Вечные окажутся как бы падшими ангелами (а они, конечно же, восстанут: ишь ты — вздумал уничтожить Землю и помешать супружеской чете ливанца и чернокожего воспитывать своего пухленького ребеночка!) При этом у Аришема есть свои резоны: Земля должна погибнуть, потому что вылезший из нее целестиал создаст тысячи иных миров, а если он не вылезет, этих миров не будет. На этом месте прямо слышишь, как у четырех сценаристов шевелятся и скрипят мозговые извилины — но, чтобы как-то закончить свой труд, они приходят к выводу, что еще не созданные миры не так ценны, как уже созданный, а «Бог» милостив, в случае чего авось простит своих непослушных созданий. (Кажется, вот-вот сорвутся на визг «да кто такой этот Аришем, чтобы нами распоряжаться» — но все-таки не рискуют; пусть никто уйдет обиженный — ни геи, ни азиаты, ни индийцы, ни глухие, ни даже верующие).

В пересказе все это, конечно, выглядит безумием — и на экране, поверьте, смотрится примерно так же. Хотя, надо признать, это безумие довольно бодрое (фильм идет 2 часа 37 минут, но скучать приходится только на финальных титрах, в ожидании обязательной для Marvel сцены после их окончания). И это даже несмотря на то, что режиссер Хлои Чжао (недавний лауреат «Оскара» за «Землю кочевников») то и дело вынуждена останавливаться, чтобы разжевать еще один нюанс относительно поведения Вечных или организовать еще один флэшбек (а их полно — по ходу пьесы мы видим взаимодействие Вечных с людьми то в садах Семирамиды, то среди мексиканских пирамид во времена конкистадоров).

Чжао все-таки честно старается наделить каждого героя душой, каждому уделить время. Но если что-то иногда и получается, то только благодаря актерам: например, замечательному ирландцу Барри Киону («Легенда о Зеленом рыцаре») достаточно пару раз взглянуть в камеру, чтобы все с его персонажем стало ясно. Кто-то, как Ричард Мэдден или Джемма Чан, тащит свою роль на чистом актерском и человеческом обаянии, кто-то, как Джоли или Сэлма Хайек — на ностальгических ощущениях. Ну и когда Мэдден внезапно встретится и поздоровается в кадре с Китом Харингтоном (он играет смертного бойфренда вечной героини Чан), многие радостно вздохнут, вспомнив один старый сериал, где те играли вместе. Та же ностальгия, невольная улыбка. Все то, что так легко принять за ощущения от хорошего кино.

Кадр из фильма «Вечные»

P.S. Две сцены после титров могут повергнуть в замешательство людей, никогда не державших в руках бумажные комиксы Marvel — тем более не самые популярные. Просто имейте в виду, что в этих комиксах появлялись персонажи по имени Эрос (он был братом злодея Таноса — да, вот так, знатоки поп-фрейдизма быстро дорисуют в воображении остальное) и Черный рыцарь — потомок рыцаря, жившего во времена короля Артура и унаследовавший от него прОклятый Эбеновый меч, выкованный волшебником Мерлином из метеорита.

Расскажите об этом друзьям!