В конкурс Московского кинофестиваля 2023 вошел сиквел популярной подростковой мелодрамы 2015 года. Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ очень ждал пресс-показа, но вышел из зала, ежась.
Я почти фанат фильма «14+», вышедшего в 2015 году. Не все критики разделяют эту точку зрения, но мне правда очень нравится. Часто кажется, что это один из лучших фильмов, вышедших в России с начала века. Во всяком случае, Глеб Калюжный и Ульяна Васькович были самыми обаятельными подростками в истории нового российского кино, а история незамысловатых приключений мальчика и девочки из спального района была рассказана легко и свободно, с удивительными естественностью и вдохновением.
Восемь лет спустя вышло продолжение, которого я очень ждал. Ну, вот и дождался.
Поначалу «14+. Продолжение» хотели назвать «18+», но испугались, что зрители примут это за возрастной рейтинг (реальный возрастной рейтинг у картины — 12+). Так или иначе, Леше Васину исполняется 18 (Глебу Калюжному на момент съемок было 23, но у него запросто получается выглядеть на пять лет моложе).
Как помнят зрители «14+», Леша Васин очень любит спать, и в первых же кадрах он видит сны: сперва нарезку сцен из первого фильма, а потом — свою любимую девушку, превратившуюся в сварливую, злобную жену. Она визжит на него: «Где деньги?», размахивая их маленьким сыном Валерой. За полторы минуты Ульяна Васькович в каком-то страшном халатике разводит на экране натуральный ад, и от этого видения Леша просыпается в холодном поту. В общем, здорово, что у них ничего не получилось.
Шуток про Валеру (это имя словно воплощает в мире «14+» все самое отталкивающее) в картине будет еще несколько, и все удачные. К шуткам и виньеткам там вообще претензий нет — все еще лучше, чем в первой картине. И есть очень трезвое понимание того, что первая любовь обычно не заканчивается ничем хорошим. В реальности Вика, героиня Васькович, стала не бешеной домохозяйкой, а актрисой, и Леша приходит к ней на съемочную площадку, — чтобы услышать «Я тебя больше не люблю». И получить порцию советов из серии «Тебе пора наконец повзрослеть. Иди в армию, может, там из тебя человека наконец сделают».
А Леша действительно собирается в армию. Мать устроила его в педагогический институт, но ему там не нравится, а вот в казарму тянет. «Мне надо это сделать, — твердит он матери, — я это чувствую». Изо всех сил он сражается с мамой (которая твердит: «Тебя там убьют, а ты у меня единственный сын»). Она пытается его отмазать, а он делает все, чтобы его признали годным к службе.
Леша говорит, что не хочет юлить и прятаться, проваливать первое же испытание, которое ему готовит взрослая жизнь. На эту тему он произносит целый монолог, и с каждой новой фразой все отчетливее чувствуешь (у нас же тут все на ощущениях, да?), что сочинял его сорокапятилетний сценарист, который не знал, куда засунуть своего героя в сиквеле и решил отправить в военкомат. Было бы не так странно, если бы герой Калюжного не выглядел как парень, который от армии будет косить любой ценой. В танчики резаться — да, а так — нет.
Может, он, выросший без отца, правда хочет повзрослеть и стать мужчиной? Тоже какое-то слабое оправдание — по Калюжному видно, что у него и так все очень неплохо. Почти отчаявшись, Зайцев включает в одной из сцен телевизор, а по нему идет фильм «Курьер», где герой тоже собирается в армию. Ну, вот он же собирался, а почему наш не может?
Калюжный, наверное, хороший актер; по крайней мере, он оказался способен здесь и, скажем, в недавней «Черной весне» создать два противоположных образа, двух персонажей, между которыми нет ничего общего. Здесь он включает полудетское обаяние, которое в нем еще осталось (по «Черной весне» этого никогда не скажешь). Но против сценариев, в которых герой сам до конца не понимает своей мотивации, Глеб бессилен.
Еще один провал фильма — новая любимая девушка Леши. Опять-таки, в этом нет вины милой и талантливой Полины Гухман: такое не смогла бы обаятельно сыграть ни одна актриса на свете. Ее героиня (которая в титрах фигурирует как «Дружище», потому что она всех так называет, и все так называют ее) все время яростно тарахтит, грузя встречных и поперечных своими эмоциями, утверждает, что с ней вечно случаются какие-то неприятности (которые, конечно, должны немедленно разруливать другие), увидев в закрытой машине собаку, моментально выбивает стекло («По-моему, она задыхается!» — мысль о включенном кондиционере не приходит ей в голову). Любой нормальный молодой человек бежал бы от такой сломя голову, в ту же армию, лишь бы подальше — но Зайцев придумывает им с Лешей роман. Опять-таки не объясняя, за что он ее полюбил; за глупую (и при этом совершенно фальшивую во всех смыслах) болтовню на истерических скоростях?
Андрей Зайцев всячески старается проассоциировать свою картину с «Я шагаю по Москве» (где герой Евгения Стеблова тоже собирался в армию). Мелодия Андрея Петрова из картины Данелия звучит в «14+. Продолжение» назойливо, несколько раз; точно так же, как в одной из последних сцен «Я шагаю по Москве», крупным планом показывают памятники Пушкину и Маяковскому; наконец, герои переживают в чем-то похожие приключения (и даже попадают в полицию — только на этот раз речь не о милом недоразумении, а о вполне конкретных пяти годах за решеткой).
А еще в одной сцене звучит знаменитое стихотворение сценариста «Я шагаю по Москве» Геннадия Шпаликова: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне». И это выглядит как мрачное предупреждение самому Зайцеву, которого он не заметил.