Рецензия на фильм «Дворец» (2023): комедия Романа Полански о богачах, которые плохо себя ведут

Рецензия на фильм «Дворец» (2023): комедия Романа Полански о богачах, которые плохо себя ведут Александр Петров. Кадр из фильма «Дворец»

23 ноября 2023 года в прокат вышел фильм Романа Полански «Дворец». Картина 90-летнего (!) мастера европейского и американского кино — сатира на буржуев, решивших с размахом встретить новый, 2000 год. Она не станет такой же классикой, как «Китайский квартал», «Отвращение» или «Бал вампиров», но и отворачиваться от нее не хочется. Впечатлениями от кино делится кинообозреватель «КП» Денис Корсаков.

Трейлер фильма «Дворец» (2023)

Сюжет

31 декабря 1999 года. В роскошном швейцарском отеле The Palace (то есть «Дворец») собираются богатые и знаменитые люди. В основном пожилые, страшные, накрашенные (или намазанные автозагаром), чудовищно тщеславные. Все с некоторым страхом ждут полуночи — а вдруг случится пресловутая «ошибка 2000», из-за смены цифр с 1999 на 2000 откажут все компьютеры на планете и воцарится тьма? А пока они ждут и тревожатся, со всеми происходят неприятные истории (и поделом им, поделом!)

Кадр из фильма «Дворец»

Бывшую порнозвезду мистера Бонго (в русском переводе — Минетти) облепляют поклонники. Между тем жизнь у него не сахар: из-за чересчур интенсивной работы на съемочной площадке он стал импотентом. Вдобавок, выйдя из отеля, мужчина при странных обстоятельствах ломает нос.

Богача Билла Краша селят в крошечный номер, который больше напоминает о комнате в клоповнике, чем о пятизвездочном «дворце». Других свободных элементарно нет. В дальнейшем героя ждут и другие сюрпризы: так, на новогодней вечеринке ему дадут самый маленький столик, за который почти невозможно втиснуться, а еще струей дорогого шампанского ему собьет с головы парик. Он все время страшно раздражается, но не совсем отчаивается, потому что рассчитывает как следует нажиться на «ошибке 2000».

Кадр из фильма «Дворец»

У престарелой кокотки маркизы собачка какает в постель. Питомец, видите ли, привык делать это на травке, а в декабрьских швейцарских Альпах вокруг буквально ни былинки, одни сугробы, куда песик ходить не желает. Так что приходится звать сантехника, чтобы он разостлал в туалете искусственное зеленое покрытие. Сантехник юн и красив, для пожилой маркизы он как заноза в сердце, и женщина на что-то надеется — например, на то, что он вернется в четыре утра и «прочистит засор».

Кадр из фильма «Дворец»

Один из самых богатых людей мира, престарелый Артур Уильям Даллас III, приезжает встретить Новый год (и заодно отметить годовщину свадьбы) со своей молоденькой, пухленькой супругой, над которой стебутся таблоиды по всему миру: понятно же, что она вышла замуж за миллионы. Однако празднование пойдет совсем не по плану.

Кадр из фильма «Дворец»

Наконец, делегация молодых русских бандитов прибывает с целой коллекцией чемоданов Louis Vuitton, в которых явно лежат неправедно нажитые доллары. Но их надо отдавать немолодому пахану, а делиться с ним молодежи не хочется.

Кадр из фильма «Дворец»

Плюсы и минусы фильма

Сатирическая комедия Романа Полански, с одной стороны, актуальна и свежа. Примерно так же, как пресловутая «проблема 2000». Она поначалу вызывает одно недоумение: что нового пытается сказать автор? Что богатые люди не всегда умны? В погоне за красотой пожилые леди перетягивают себя до полного уродства, а молоденькие особы готовы на все за пригоршню долларов? Что старые вздорные аристократки носятся со своими шавками, больше похожими на крыс? Или заявляет: в России в 90-е было много богатых бандитов, а состоятельные мужчины — хамы. За более чем 125-летнюю историю кинематографа над миллионерами издевались куда язвительнее, вдохновеннее и оригинальнее, чем сейчас это делает Роман Полански. Полное ощущение, что он когда-то сам попал на похожую вечеринку, пришел в ужас, решил снять кино, — и ждал много лет, пока запал не выветрился полностью.

Кадр из фильма «Дворец»

Но с другой стороны «Дворец» — не «Треугольник печали», снятый молодым, энергичным и очень неглупым Рубеном Эстлундом, а параллели тут буквально напрашиваются. Складывается впечатление, что режиссер растратил запасы яда. Он скорее добродушно подсмеивается над старостью и большими деньгами. Выходит чаще обаятельно. Получилась хоть и беззубая, но симпатичная комедия, в которой расслабленно играют хорошие артисты (Микки Рурк, Фанни Ардан, Джон Клиз), и произведением старца ее точно не назовешь. Конечно, в предыдущем фильме «Офицер и шпион» Роман Моисеевич демонстрировал лучшую форму, но и тут ее не растерял. Хочется верить, что это не последний его фильм. 

Расскажите об этом друзьям!