18 ноября 2021 года вроссийский прокат выходит фильм «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан» или просто «Французский вестник» Уэса Андерсона. Почему это одна из лучших картин года, рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.
Действие этой картины разворачивается в провинциальном французском городе Аннюи-сюр-Блазэ (звучит здорово, а переводится еще лучше – примерно как «Скука-на-Пресыщенности»). В 20-е годы туда приехал Артур Ховицер-младший – сын издателя газеты «Вечернее солнце», издающейся в городе Либерти, штат Канзас. Ему там понравилось, и он решил остаться в городе навсегда. А еще убедил отца превратить воскресное приложение к «Солнцу» в «Французский вестник», где речь шла бы исключительно о жизни в Аннюи-сюр-Блазэ. Затея безумная (кому в Канзасе нужно описание французского городка в тысячах крошечных деталей?) Но в «Вестник» писали настолько блистательные журналисты, что вскоре его читали сотни тысяч людей. А в 1975 году Ховицер-младший (Билл Мюррей) умер, и «Французский Вестник» закрылся. Этот фильм – иллюстрация к трем самым выдающимся публикациям в его истории.
Первая – про современное искусство. Мозес Розенталер (Бенисио дель Торо) сидит в тюрьме за то, что убил пилой для разделки мяса двух официантов. Он влюбляется в охранницу Симону (Леа Сейду), пишет ее абстрактный портрет. А осужденный на гораздо меньший срок арт-дилер (Эдриен Броди) знакомится с произведением и решает разрекламировать творчество Розенталера, чтобы потом на нем наживаться.
Вторая – про бунтующих (условно в 1968 году) французских студентов: журналистка Люсинда Кременц (Фрэнсис МакДорманд) пишет очерк про Дзеффирелли (Тимоти Шаламе), для лучшего изучения предмета ложится с ним в постель, правит его манифест, а потом благословляет на свободную любовь с революционеркой Джульеттой (Лина Худри).
Третья – про кулинарию: гениальный шеф-повар месье Нескафье изобрел новое направление, «gastronomie gendarmique», высокую полицейскую кухню. Корреспондент «Вестника» (Джеффри Райт) приходит к комиссару полиции (Матье Амальрик), чтобы ознакомиться с ней – и в момент подачи аперитива сына комиссара похищают злодеи.
Просто поразительно, насколько убогим получается пересказ. С начала 2000-х никто не сомневался, что у Уэса Андерсона бурная, богатая и, скажем так, сложно устроенная фантазия – но с каждым фильмом он переплевывает сам себя. «Французский вестник» – его шедевр: супротив него «Отель «Гранд-Будапешт» кажется картиной простецкой. «Вестник» хочется пересматривать два, если не три раза, каждую минуту ставя на паузу, любуясь отдельными, невероятно сложно устроенными кадрами (и радуясь миллиону тихих шуток, которые при первом просмотре невозможно запомнить – их слишком много, а Андерсон ни на секунду не дает зрителю передохнуть). На свете нет фильма, в котором было бы столько чудесных мелочей.
Андерсон с большой любовью издевается и над французами, и над тем, как их привыкли воспринимать американцы, виртуозно переключает в своем фильме стили и жанры. Там есть и мультики, и пародия на нью-йоркскую театральную постановку, и черно-белая стилизация под кино 60-х, и драки со взрывами и погонями, и баррикады, на которых студенты дистанционно играют в шахматы с мэром города, и голая Леа Сейду в самой смешной своей роли, и ирония — бесконечная, разлитая повсюду, обволакивающая всех людей и все предметы в кадре. Господи, да чего там только нет.
Поразительно, что жюри Каннского фестиваля полностью проигнорировало «Французский вестник». Видимо, плавно уезжающая кукуха дедушки Спайка Ли сочла, что это старомодное искусство для искусства, а награждать надо что-то «актуальное» (как «Титан») или «человечное» (как «Купе № 6»). И на «Оскаре», судя по прогнозам аналитиков, «Вестнику» ловить практически нечего. Все-таки Андерсону как-то недостаточно везет с признанием – солидные люди в жюри и академиях считают его фильмы миленькими, но необязательными. Ну что ж, хорошо, что у него есть зрители.