Рецензия на фильм «Гардемарины 1787. Мир» (2023): как он превратился в сказку с узнаваемыми фамилиями

Рецензия на фильм «Гардемарины 1787. Мир» (2023): как он превратился в сказку с узнаваемыми фамилиями Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

36 лет спустя гардемарины вернулись на большой экран и это стало событием для всех поклонников саги о юных курсантах Навигацкой школы. В рецензии на фильм «Гардемарины 1787. Мир» (2023) автор КП Ксения Зинова разобрала основные моменты, которые повлияли на зрительскую оценку и определила фильм скорее в категорию «Не стоило трогать память», чем в «Спасибо, что вернули молодость». Осторожно, возможны спойлеры.

Трейлер фильма «Гардемарины. 1787. Мир» (2023)

Общее впечатление

Сиквелы (продолжение какого-либо произведения) часто получают волны негатива, гардемарины не стали исключением.

Причина первая – зрителей передержали. Возвращение любимых героев спустя такой срок – это фанатская история, нежели работа с новой аудиторией. Даже те, кто искренне любил героев советского фильма, спустя 36 лет не ждали их возвращения. Тем более что старые фильмы имеют свой налёт воспоминаний и, как и любое кино, ассоциируются с каким-то периодом жизни. Их любят пересматривать, чтобы вспоминать детство, молодость, а сиквелы, наоборот, влезают в приятные, слегка мутные воспоминания своей яркой новой картинкой (о ней скажем позже).

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Причина вторая – смена команды. В любой сфере внутри команды, которая работает над проектом, создаётся своё видение, где все движутся в одном направлении. Вливаясь в такой коллектив, новый человек вносит свои идеи, но опять же в том направлении, в котором работали до него. История с гардемаринами полностью противоположна: если верить титрам и данным с Кинопоиска, из прошлого состава осталась Светлана Дружинина – режиссёр, продюсер и сценарист. Это в общем-то повлияло на то, что фильм воспринимается как что-то отдельное от той советской вселенной, но с узнаваемыми фамилиями.

Сценарий

Автор «Трое из Навигацкой школы» (историко-приключенческий роман, ставший основой советского сериала) и сценарист Нина Сороткина умерла в 2019 году. Ещё раньше скончался редактор Юрий Нагибин. Редко фильмам, в которых меняется одно из основополагающих звеньев, удаётся сохранить качество. Некоторые диалоги и ситуации казались совсем комичными и вставленными не к месту.

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Не обошлось без сюжетных дыр. Например, вопросы вызывает возраст детей: сыну Корсака должно быть в районе 40, а дочери сгинувшего на Аляске Белова – 30. Однако в кадре романтичная и очень невинная история примерно двадцатилетних Александра и Александры. С более взрослыми актёрами не было бы этого эффекта нежной первой влюблённости, но как факт: временные пробелы есть. Их же с первых минут заметили те, кто знают историю глубже, чем по школьному курсу: Екатерина II скорбно сообщает о смерти австрийского императора Иосифа II, который в действительности покинет мир живых только спустя 3 года. Для красоты картины некоторые исторические факты могут быть изменены, но, если это касается, например, костюмов (что тоже не все зрители, а особенно исторические консультанты считают нормой), но хоронить раньше времени значимую реально существовавшую личность – это странно.

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Удивительным для многих стало воскрешение Шевалье Де Брильи, которого играет Михаил Боярский. Его персонажа могли заменить любым другим злодеем, но скорее выбрали путь удивительного возвращения для финальной сцены – дуэли на шпагах с Корсаком, который во второй раз почти добил оппонента, но Александра Ягужинская (дочь Саши Белова и Анастасии Ягужинской) остановила гардемарина.

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Визуальный ряд

Высокое качество современной съёмки и яркая покраска кадров сильно отличают старую и новую версии. Логично, что фильм 2023 года не мог по стилю совпадать с картинкой 1987 года, но цветокоррекция опять же добавляет сказочности и даже комедийности. В «Гардемарины, вперёд!» чувствуется определённая лирика, сейчас же не хватило того настроения, и опять встал вопрос: а стоило ли браться за старую историю и возвращать классических персонажей, если можно было снять отдельную картину про новых гардемаринов и всё равно, конечно, словить волну недовольств, но хотя бы не ворошить ностальгические воспоминания. Сказать, что Харатьян, Домогаров и Мамаев вытянули фильм, наверное, нельзя. Даже воссоединение и прослезившиеся Оленев и Корсак не дали достаточной эмоциональности.

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Отдельная история – спецэффекты. Они прекрасны, но для фильма 1987 года. Странные замедления, как в индийском кино, и вовсе были сделаны как будто для того, чтобы добавить лишние пару секунд в хронометраж – смысловой нагрузки в них нет, необходимости для подчёркивания эмоционального напряжения тоже. Взлетающие в воздух в объятиях друг друга Шура и Александра и вовсе вызывают вопрос «Чтобы что?».

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Нельзя обойти стороной роль Анны Семенович, которая, появляясь в кадре, притягивает к себе внимание откровенным декольте. Нужно ли фильму такое украшение? Да не сказать, что без неё «Гардемарины» бы обеднели. Зачем так выделять второстепенного персонажа – это вопрос без ответа.

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Что ещё касается визуала – драки, когда герой отталкивается от стены и делает переворот в воздухе, или вновь обнимая любимую девушку преодолевает комнату, схватившись за цепь – выглядит это как желание заинтересовать молодого зрителя хотя бы каким-то экшеном. Но в рамках конкретной истории про гардемаринов оказывается лишним.

Музыкальное сопровождение

Любимые мелодии, которые цепляли за душу и органично смотрелись в советских фильмах, уже не так красиво вписались в современную версию. Представьте, если бы Валентина Легкоступова пела со сцены не «Ягода-малина нас к себе манила», а «Ягода-малинка оп оп оп, крутит головой, залетает в топ» – примерно такой же диссонанс вызывают советские мелодии на фоне яркой, почти что голливудской картинки. Даже трепетная «Песня о любви» («Как жизнь без весны, весна без листвы. Листва без грозы, и гроза без молний. Так годы скучны, без права любви…») опять не вывела ни на какие эмоции.

Вывод

Во время просмотра в кинотеатре несколько человек ушли, даже не дождавшись середины, а кто-то смеялся с пары отсылок, которые поймут только смотревшие советские кинокартины по несколько раз. Если верить трейлеру, во второй части хоть как-то должен оправдать своё появление Алексей Бобринский – внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова, с которого в общем-то началась история воссоединения гардемаринов, но который не сыграл особой роли в сюжете (хотя актёра, стоит отметить, выбрали яркого).

Кадр из фильма «Гардемарины. 1787. Мир».

Из плюсов новых гардемаринов можно выделить два момента:

  • Первый – это специфичный, но всё же способ поностальгировать, глядя на жизнь знакомых персонажей
  • Второй – вставки из старых фильмов. Да, они в очередной раз подчёркивают огромную пропасть в 36 лет, но зато напоминают, что можно прийти домой и пересмотреть ту историю, которую когда-то полюбили
Расскажите об этом друзьям!