36 лет спустя гардемарины вернулись на большой экран и это стало событием для всех поклонников саги о юных курсантах Навигацкой школы. В рецензии на фильм «Гардемарины 1787. Мир» (2023) автор КП Ксения Зинова разобрала основные моменты, которые повлияли на зрительскую оценку и определила фильм скорее в категорию «Не стоило трогать память», чем в «Спасибо, что вернули молодость». Осторожно, возможны спойлеры.
Сиквелы (продолжение какого-либо произведения) часто получают волны негатива, гардемарины не стали исключением.
Причина первая – зрителей передержали. Возвращение любимых героев спустя такой срок – это фанатская история, нежели работа с новой аудиторией. Даже те, кто искренне любил героев советского фильма, спустя 36 лет не ждали их возвращения. Тем более что старые фильмы имеют свой налёт воспоминаний и, как и любое кино, ассоциируются с каким-то периодом жизни. Их любят пересматривать, чтобы вспоминать детство, молодость, а сиквелы, наоборот, влезают в приятные, слегка мутные воспоминания своей яркой новой картинкой (о ней скажем позже).
Причина вторая – смена команды. В любой сфере внутри команды, которая работает над проектом, создаётся своё видение, где все движутся в одном направлении. Вливаясь в такой коллектив, новый человек вносит свои идеи, но опять же в том направлении, в котором работали до него. История с гардемаринами полностью противоположна: если верить титрам и данным с Кинопоиска, из прошлого состава осталась Светлана Дружинина – режиссёр, продюсер и сценарист. Это в общем-то повлияло на то, что фильм воспринимается как что-то отдельное от той советской вселенной, но с узнаваемыми фамилиями.
Автор «Трое из Навигацкой школы» (историко-приключенческий роман, ставший основой советского сериала) и сценарист Нина Сороткина умерла в 2019 году. Ещё раньше скончался редактор Юрий Нагибин. Редко фильмам, в которых меняется одно из основополагающих звеньев, удаётся сохранить качество. Некоторые диалоги и ситуации казались совсем комичными и вставленными не к месту.
Не обошлось без сюжетных дыр. Например, вопросы вызывает возраст детей: сыну Корсака должно быть в районе 40, а дочери сгинувшего на Аляске Белова – 30. Однако в кадре романтичная и очень невинная история примерно двадцатилетних Александра и Александры. С более взрослыми актёрами не было бы этого эффекта нежной первой влюблённости, но как факт: временные пробелы есть. Их же с первых минут заметили те, кто знают историю глубже, чем по школьному курсу: Екатерина II скорбно сообщает о смерти австрийского императора Иосифа II, который в действительности покинет мир живых только спустя 3 года. Для красоты картины некоторые исторические факты могут быть изменены, но, если это касается, например, костюмов (что тоже не все зрители, а особенно исторические консультанты считают нормой), но хоронить раньше времени значимую реально существовавшую личность – это странно.
Удивительным для многих стало воскрешение Шевалье Де Брильи, которого играет Михаил Боярский. Его персонажа могли заменить любым другим злодеем, но скорее выбрали путь удивительного возвращения для финальной сцены – дуэли на шпагах с Корсаком, который во второй раз почти добил оппонента, но Александра Ягужинская (дочь Саши Белова и Анастасии Ягужинской) остановила гардемарина.
Высокое качество современной съёмки и яркая покраска кадров сильно отличают старую и новую версии. Логично, что фильм 2023 года не мог по стилю совпадать с картинкой 1987 года, но цветокоррекция опять же добавляет сказочности и даже комедийности. В «Гардемарины, вперёд!» чувствуется определённая лирика, сейчас же не хватило того настроения, и опять встал вопрос: а стоило ли браться за старую историю и возвращать классических персонажей, если можно было снять отдельную картину про новых гардемаринов и всё равно, конечно, словить волну недовольств, но хотя бы не ворошить ностальгические воспоминания. Сказать, что Харатьян, Домогаров и Мамаев вытянули фильм, наверное, нельзя. Даже воссоединение и прослезившиеся Оленев и Корсак не дали достаточной эмоциональности.
Отдельная история – спецэффекты. Они прекрасны, но для фильма 1987 года. Странные замедления, как в индийском кино, и вовсе были сделаны как будто для того, чтобы добавить лишние пару секунд в хронометраж – смысловой нагрузки в них нет, необходимости для подчёркивания эмоционального напряжения тоже. Взлетающие в воздух в объятиях друг друга Шура и Александра и вовсе вызывают вопрос «Чтобы что?».
Нельзя обойти стороной роль Анны Семенович, которая, появляясь в кадре, притягивает к себе внимание откровенным декольте. Нужно ли фильму такое украшение? Да не сказать, что без неё «Гардемарины» бы обеднели. Зачем так выделять второстепенного персонажа – это вопрос без ответа.
Что ещё касается визуала – драки, когда герой отталкивается от стены и делает переворот в воздухе, или вновь обнимая любимую девушку преодолевает комнату, схватившись за цепь – выглядит это как желание заинтересовать молодого зрителя хотя бы каким-то экшеном. Но в рамках конкретной истории про гардемаринов оказывается лишним.
Любимые мелодии, которые цепляли за душу и органично смотрелись в советских фильмах, уже не так красиво вписались в современную версию. Представьте, если бы Валентина Легкоступова пела со сцены не «Ягода-малина нас к себе манила», а «Ягода-малинка оп оп оп, крутит головой, залетает в топ» – примерно такой же диссонанс вызывают советские мелодии на фоне яркой, почти что голливудской картинки. Даже трепетная «Песня о любви» («Как жизнь без весны, весна без листвы. Листва без грозы, и гроза без молний. Так годы скучны, без права любви…») опять не вывела ни на какие эмоции.
Во время просмотра в кинотеатре несколько человек ушли, даже не дождавшись середины, а кто-то смеялся с пары отсылок, которые поймут только смотревшие советские кинокартины по несколько раз. Если верить трейлеру, во второй части хоть как-то должен оправдать своё появление Алексей Бобринский – внебрачный сын Екатерины II и Григория Орлова, с которого в общем-то началась история воссоединения гардемаринов, но который не сыграл особой роли в сюжете (хотя актёра, стоит отметить, выбрали яркого).
Из плюсов новых гардемаринов можно выделить два момента: