Фильм «Индиана Джонс и колесо судьбы» (2023): развлечения археолога на пенсии

Фильм «Индиана Джонс и колесо судьбы» (2023): развлечения археолога на пенсии Кадр из фильма "Индиана Джонс и колесо судьбы"

В наших кинотеатрах пиратским образом показывают фильм «Индиана Джонс и колесо судьбы» (2023) — пятую и теперь уже точно последнюю картину, в которой Харрисон Форд играет знаменитого охотника за древними артефактами. За сенильными авантюрами 80-летнего доктора Джонса следил кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.

Это все-таки выдающийся по своему безрассудству жест: взять 295 миллионов долларов и потратить их на приключенческий фильм, герою которого 80 лет. Он уже ни с кем не крутит романы. Он уже практически ни с кем не может всерьез драться. Плохо бегает. Все еще может залезть, например, на стену пещеры, но лишь с огромным трудом и кряхтением. Еще способен скакать на лошади, но в основном полагаясь не на свое мастерство наездника, а на то, что конь-огонь как-нибудь сам вынесет из затруднительной ситуации. Еще раз: 295 миллионов долларов. На фильм, в центре которого глубокий старик.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы»

Индиана Джонс — один из великих киногероев ХХ века, — в последний раз появлялся на экране в 2008 году, в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Харрисону Форду на момент съемок было 65, почти все думали, что для него это финальный выход. Но в 2016 году было объявлено о том, что через три года выйдет новый фильм Стивена Спилберга, и снова с Фордом в главной роли. Производство, как часто бывает, затянулось: Спилберга в режиссерском кресле в конце концов сменил Джеймс Мэнголд (сразу скажем, что никакой разницы не ощущается). И фильм вышел только в 2023 году, чтобы провалиться: сборы составили менее 400 миллионов долларов.

Сюжет

1945 год. Индиана Джонс (омоложенный с помощью компьютера Форд) в Германии: пытается перехватить у немцев сокровища, собранные ими в разных странах за время войны. Один из артефактов, которые его интересуют — половинка Антикитерского механизма, по легенде, созданного Архимедом. Тот может рассчитывать движение звезд, а еще (по предположению нацистского археолога Юргена Фоллера) может вычислять какие-то разрывы во времени, сквозь которые можно проникнуть в прошлое. Следует эпическая схватка на крыше движущегося поезда, после которой Фоллер улетает куда-то во мглу, а Антикитерский механизм остается при Инди.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы»

1969 год. Пожилой, дряблый профессор Джонс просыпается в своем кресле под звуки грохочущей музыки. Молодежь веселится, слушая Space Oddity и Magical Mystery Tour, вся страна встречает астронавтов после высадки на Луну, а у профессора болит голова. Студенты не обращают никакого внимания на то, что он бубнит на лекциях. И только его крестная дочь (Фиби Уоллер-Бридж) одна во всей Америке всерьез интересуется Антикитерским механизмом. Заставляет профессора достать его из запасников — и немедленно крадет, чтобы вывезти в Марокко, а там продать. Индиана Джонс бросается за ней. А вслед бросается и Юрген Фоллер, у которого на Антикитерский механизм по-прежнему свои виды: он думает с его помощью изменить историю и помочь нацистам выиграть Третью мировую. И начинается беготня — сначала по Марокко, потом по Греции, потом по Сицилии. Чтобы механизм заработал, нужно найти вторую половинку, а для этого сначала нужно отыскать табличку «графикос», где указаны (точнее, зашифрованы) координаты тайника, в котором она спрятана.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы»

В программе вечера скачки на коне по тоннелям нью-йоркского метро, подводные приключения, кусачие угри, сильно напоминающие змей (а мы помним, что профессор панически их боится), погоня на мотороллерах «тук-тук» по лестницам Танжера, атака гигантских сороконожек, путешествие в пещеру «Ухо Диониса» в городе Сиракузы. В финале Антикитерский механизм сработает и унесет героев в прошлое — правда, совершенно не туда, куда они думали.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы»

Механизм-то работает, а фильм? Он выглядит как еще один каприз Стивена Спилберга (после никому, кроме него, не нужной «Вестсайдской истории»). Режиссеру рангом поменьше в Голливуде дали бы по ушам за один помысел о том, чтоб выпускать старомодный мюзикл или снимать пенсионерский боевик, но Спилберг — король, что хочет, то и воротит. И, как ни странно, выигрывает, — пусть и не в коммерческом смысле.

Кадр из фильма «Индиана Джонс и колесо судьбы»

Это нисколько не скучный фильм, хотя и немного с одышкой. Харрисон Форд по-прежнему обаятелен, несмотря на возраст. Сценаристы аккуратны, она не допускают чересчур опасных приключений, которые могли бы нанести непоправимый ущерб хрупкому здоровью профессора Джонса, но и без этих приключений все на месте. Естественно, новый «Индиана Джонс» медленнее, чем любой из предыдущих, но расчет, вероятно, был на то, что и ценители оригинальных фильмов уже не мальчики: это первый «Индиана», рассчитанный не на молодежь, а на взрослых людей, ностальгирующих по своей юности. Таких, например, как сам Спилберг или другой продюсер «Колеса судьбы» Джордж Лукас. И они все прекрасно понимают про своего героя: недаром у Индианы Джонса в какой-то момент мелькает мысль навсегда остаться в прошлом, потому что там его место. Конечно, там, — но Спилберг и Лукас силой вытащат его обратно. И по-своему будут правы.

Расскажите об этом друзьям!