9 ноября 2023 года на российские экраны вышел фильм «Катастрофа» режиссера Жюста Филиппо. Франко-бельгийский фантастический триллер, в котором Европу разъедают непонятно откуда взявшиеся кислотные дожди. Впечатлениями от картины делится наш кинообозреватель Денис Корсаков.
В оригинале этот фильм называется «Кислота». Скорее всего название поменяли, чтобы никто не путал с работой Александра Горчилина, вышедшей пять лет назад. Между тем это картина именно про кислоту. Режиссер Жюст Филиппо любит короткие исчерпывающие названия и несложные многообещающие завязки. Предыдущий его фильм назывался «Туча» (или «Рой») и был про стаю кровожадной саранчи; этот — про отравленные дожди, которые внезапно обрушиваются на прекрасную Францию.
Причина, разумеется, в глобальном потеплении. В начале фильма по телевизору сообщают, что выхлопные и прочие газы начали концентрироваться в атмосфере, и вот уже Аргентина практически растворилась в потоках серной (или другой, не менее едкой) кислоты. Конечно, где она, а где Франция, но уже и в районе Парижа нельзя спокойно вытереть накапавшую с балкона лужу: тряпка начинает дымиться.
Герой «Катастрофы», правонарушитель Михал (Гийом Кане), должен спасти собственную семью, правда, бывшую, но все-таки любимую. Дочь Селма, унаследовавшая от него буйный характер, учится в частном пансионе, где на регулярной основе устраивает отвратительные скандалы. Лошадей она любит гораздо больше, чем людей, и с наслаждением отправляется с группой в лес на конную прогулку. Между тем надвигается туча. Мужчина и его бывшая супруга понимают, что дождь вот-вот настигнет учеников, и несутся на автомобиле прямо в чащу. Девочка и две лошади в результате спасаются, укрывшись с Михалом в огромном ангаре, но сквозь его крышу просачиваются капли кислоты.
Эти дымящиеся капли — главный спецэффект в картине, снятой чрезвычайно экономно: даже обожженных людей нам показывают по минимуму. Дожди льют, герой с бывшей женой и дочкой едут в машине по дорогам сначала Франции, а потом Бельгии, жестоко отпихивая тех несчастных, которые, будто зомби, пытаются прорваться в автомобиль, оказываются в каком-то заброшенном помещении. Вода из крана отравлена, но в холодильнике, по счастью, хранятся запасы шампанского — им и утоляют жажду, хотя радости это не приносит: вместо того, чтобы веселиться, герои закатывают друг другу истерики. Дальше будет еще больше тоннелей, бункеров и особняков, в которых прячутся робкие выжившие. Дороги перекрыты, но это не важно: машина быстро ломается, приходится идти по дорогам пешком, с опаской поглядывая на небо. Продолжать путь в надежде найти родственника, который поможет и все решит (хотя от него уже могли остаться одни кости).
Это мрачное и неторопливое кино все-таки работает: Филиппо создает неприятную и затягивающую атмосферу кошмара с кислотными реками и шипящими берегами. Выйдя из кинотеатра на улицу, с отвращением смотришь на самые маленькие лужицы на асфальте, и, наверное, это успех режиссера. Но…
Постер изображает какую-то городскую улицу, смерч, массовые разрушения. Это чистая фантазия художника — ничего подобного в картине нет и близко, поклонникам масштабных фильмов катастроф тут делать нечего. Проект и начался-то в 2018 году с совсем скромной 17-минутной короткометражки, в котором Филиппо не тратил времени на бессмысленные объяснения и диалоги: просто с неба вместо дождя начинала лить серная кислота, а семья (отец, мать, маленький сын) торопились найти убежище. Картина не менее (а то и более) неприятна и эффективна, чем полнометражный фильм. Такая фантастическая киноновелла — энергичная, цельная, внятная, страшная. Стоило ли ее растягивать на 99 минут, а потом еще вносить во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля — большой вопрос. Во всяком случае, два эти произведения почти взаимозаменяемы, и, сравнивая их, многие предпочтут тот короткий метр, с которого все началось.
Главные роли в фильме сыграли: французские актеры Гийом Кане («Пляж», «Барракуда», «В самом сердце») и Летиция Дош («Мой король», «Наше лето», «Молодая женщина»). Также на экране появятся Пейшнс Мюнхенбах, Мари Юнг, Сулиан Брахим, Клеман Брессон и другие.