Фильм Ангелины Новиковой «Кто-нибудь видел мою девчонку?» наделала много шума еще до премьеры, состоявшейся 4 февраля 2021 года. О картине критики и богемная публика заговорили на сочинском «Кинотавре» в сентябре 2020 года. Режиссер Никонова до «девчонки» эффектно прошлась по европейским экранам с «Портретом в сумерках», своим первым фильмом. Критики швыряли прочь свои блокноты для едких заметок и рукоплескали. И было это в 2011 году.
Фильм «Кто-нибудь видел мою девчонку?» снят по автобиографической книге Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? Сто писем к Сереже». Карина пишет письма своему покойному первому мужу — культовой фигуре, киноведу Сергею Добротворскому. По сути — это признание в любви из «сегодня» во «вчера». Добротворский скончался от передозировки наркотика в 1997 году после того, как Карина его бросила и ушла к другому. Ему было 38 лет.
Критики «Кинотавра», если применять спортивную терминологию, отравили картину в нокаут. Им не понравился искусственный мир фильма, не имеющий ничего общего с 90-ми, в которые и происходит действие, и упрощенность до банальной мелодрамы.
На дворе начало 1990-х годов. Петербург. Студентка театроведческого факультета университета Кира (Анна Чиповская) встречает кинокритика с большим потенциалом и многообещающим будущим, всеобщего любимца — 28-летнего Сергея Добротворского (Александр Горчилин). А потом на события почти 20-летней давности смотрит уже редактор и медиаменеджер — повзрослевшая героиня — из 2010 года (Виктория Исакова). «Тебя нет, а я продолжаю говорить с тобой, писать письма в бессмысленной попытке понять, что произошло между нами… Я продолжаю жить, но моя жизнь разделилась на «до» и «после», — так голос за кадром задает тон для восприятия картины.
Сергей и Кира выглядели как самая счастливая пара Питера, влюбленные друг в друга и в кино. Романтичные интеллектуалы и оба с головой в омуте страсти. Однако счастливая романтическая история заканчивается жестко. Кира оставляет Сергея, и вот она уже в другом городе, с другим человеком.
Режиссер картины Ангелина Новикова высказалась о фильме «Кто-нибудь видел мою девчонку?» как о «кино для всех», и договоренность об этом, по ее словам, с продюсерами была достигнута еще на этапе создания сценария. Но вот как отреагировали те самые «все»?
В Сети сразу после премьеры ленты начали появляться отзывы о картине.
«Красивая, нежная, лирическая мелодрама… Если вы поклонник кинокритика Сергея Добротворского, вам идти не стоит, фильм не про него. Если вы поклонник атмосферы 90-х, вам идти не стоит, фильм не про нее. Это фильм про вечные ценности: влюбленность, любовь, смерть, страдание», — пишет зритель под ником kolobossi, отмечая также замечательную игру актеров.
«К актерам претензий нет, но герои ненастоящие. Я не увидела в них жизни, и они не заставили меня сопереживать им», — делится поклонница романтического кино MorgyNOVA.
Рецензия «Киноафиши» в чем-то вторит этому зрительскому отзыву: «…Ни критики, ни журналистики в «Кто-нибудь видел мою девчонку?» нет. Есть просто пара людей, обладателей богемных профессий, которые якобы должны делать их чувства более возвышенными, чем чувства клинера и электрика. Романтизированная мелодрама в чистом виде с красивыми актерами — не больше».
«Рассчитан на зрителя, для которого Александр Горчилин играет просто некоего пьющего умника, а что он там лопочет про каких-то режиссеров, этому зрителю не так важно», — пишет GQ.ru.
К плюсам картины можно отнести хорошую актерскую игру и самих персонажей. Это не успевшие уже поднадоесть супергерои во всех их вариациях или приехавшие в столицу и «сделавшие сами себя» провинциалки. За это — палец вверх. Как и за то, что создатели картины не побоялись сделать ее на трагическом материале. Насколько это удалось — вопрос другой.
К минусам — форсированность сюжета. Он сильно сокращен по сравнению с книгой, отчего и кажется, что персонажи нереальны и без «надрыва», должного между ними быть. И еще — время. От эпохи 90-х в картине осталась лишь бледная тень, а она, эта эпоха, могла бы стать основным героем второго плана. И «Девчонка» нахватала штампов, свойственных слезливым мелодрамам, но ведь кино-то задумывалось не про то.