Премьера фильма «Май декабрь» Тодда Хэйнза состоялась в мае прошлого года на Каннском кинофестивале. Сейчас он наконец добрался до наших экранов: с 29 февраля 2024 года можно оценить эту изощренную трагикомедию, восхитившись заодно работами двух великолепных актрис. О фильме рассказывает Денис Корсаков в своей рецензии.
США, пригород Сиэттла, 1996 год. Действующие лица: замужняя учительница, которой 30 с лишним лет, и ее ученик, которому через месяц исполнится 13. У них начинается роман (если, конечно, это слово уместно; проще сказать, что преподавательница соблазняет школьника). Полиция ловит их в автомобиле. За растление женщину приговаривают к тюремному сроку (прокурор требует шесть с половиной лет, но в итоге суд дает три месяца за решеткой плюс три месяца условно). А приговоренная неожиданно оказывается беременной от мальчика и рожает дочь.
Учительнице пожизненно запрещают видеться с юным любовником, но через две недели после того, как она выходит из тюрьмы, их ловят в машине снова. На этот раз ей дают семь с половиной лет. В заключении она рожает еще одну дочь. И вместе с ее отцом, которому уже стукнуло 15, пишет книгу, которая публикуется во Франции под названием «Единственное преступление — любовь».
Через шесть лет даму освобождают. Мальчику уже 21 год, за плечами у него депрессия, попытка самоубийства и кое-как подлеченный алкоголизм. Они с совратительницей женятся и проводят вместе почти 14 лет. Потом разводятся, и через год после этого, в 2020-м, бывшая учительница умирает от рака. А бывший муж (которому она завещала дом и большую часть денег) сидит у ее смертного одра.
Нет, это еще не сюжет фильма «Май декабрь». Это совершенно реальная история. Учительницу звали Мэри Кей Летурно, мальчика-мужа — Вили Вуалаау (у него полинезийское происхождение). В конце 90-х вся Америка стояла от новостей про Мэри Кей и Вили на ушах; легко представить, как оттоптались на этой истории таблоиды и ток-шоу а-ля «Пусть говорят».
Наверное, эта история просилась на экран. Но режиссер Тодд Хэйнз не так прост (вообще-то он парень до крайности изощренный). Его «Май декабрь» — история про экс-учительницу Грейси Атертон (Джулианна Мур) и бывшего школьника Джо (Чарлз Мелтон), поженившихся после того, как она отсидела, живущих теперь во внешне безупречном браке. И вот однажды к ним приезжает актриса Элизабет Берри (Натали Портман); плохая, честно говоря, актриса, переживающая, что ей уже под сорок, а нормальных ролей все еще не было. Она собирается сыграть Грейси в телефильме. Ей хочется пообщаться с героиней лично и залезть ей в душу, чтобы наковырять там разных смачных подробностей, полезных для кино; вообще, так сказать, проникнуться ее психологией; ей объясняли, что именно так получаются выдающиеся роли. Вот только героиня не жаждет впускать ее в душу слишком глубоко, и их диалоги с самого начала напоминают дуэль.
Грейси — железная (как минимум с виду) женщина, которая сама привыкла годами играть в счастливую мать и жену под лозунгом «Единственное преступление — любовь». Ее так, в общем-то, и не повзрослевший супруг — плакса с поломанной психикой, который выращивает бабочек-монархов, чтобы в какой-то момент с наслаждением отпустить их на волю. Ее сын от первого брака (который учился с Джо в одном классе и был потрясен, когда родная мама переспала с его приятелем) стал несколько асоциальным элементом. Общие дети Джо и Грейси тоже не выглядят сильно счастливыми. Да все в этой восхитительной с виду семье несчастны по-своему; как воспроизвести это в кино, никто так и не поймет. Но фильм, разумеется, все равно снимут — он, судя по всему, окажется невыносимо пошлой и плоской мелодрамой.
Фильм Хэйнза же полон тонких психологических игр и развлечений (он, кстати, довольно смешной, хотя тема к этому вроде бы не располагает). Мур и Портман великолепны (досадно, что ни одной не досталось призов на Каннском фестивале, и не достанется на «Оскарах»). И режиссер не собирается выносить приговоры их героиням — он оставляет за зрителем это право, а точнее сказать — удовольствие.