Рецензия на фильм «Материалистка» (2025): Дакота Джонсон с легким отвращением соединяет судьбы

Рецензия на фильм «Материалистка» (2025): Дакота Джонсон с легким отвращением соединяет судьбы Кадр из фильма «Материалистка»

В российском прокате уже несколько дней с неожиданно большим успехом идет фильм «Материалистка» Селин Сон, романтическая трагикомедия из жизни не сильно юных обитателей Нью-Йорка. Дакота Джонсон, только что получившая свою вторую «Золотую малину» как худшая актриса года (за «Мадам Паутину» — первая «Малина» досталась ей за «50 оттенков серого») здесь преображается, играя едва ли не лучшую роль в жизни: сотрудницу брачного агентства, которая женит других, а сама замуж не торопится. О фильме рассказывает кинообозреватель «КП» Денис Корсаков.

Сюжет

Люси — профессиональная сваха. Работает в нью-йоркском брачном агентстве Adore (точный перевод — «Обожать»), зарабатывает 80 тысяч долларов в год (до налогов; по меркам Манхэттена это немного), довела до успешной свадьбы уже девять пар. Ее работа не то чтобы тягостна, но слегка утомительна: клиенты раскрываются перед свахой, как не раскрылись бы перед психотерапевтом или священником. И Люси бесконечно выслушивает мужские описания идеальной пары, примерно такие: «Максимум 27 лет. Даже 29 — это перебор. Стройная, идеальный индекс массы тела. Разбирается в сериалах». Или дамские списки требований к идеальному мужу: «Не меньше 180 сантиметров. Не любит кошек -    потому что сама я собачница. Не либерал. Белый, но если не повезет, перейдем к другим расам. Заработок — от 250 000 в год. Я знаю, список длинный, две страницы мелким шрифтом, но я заслуживаю этого, я — хороший улов!»

Кадр из фильма «Материалистка»

И даже когда пару удалось найти, когда невеста уже напялила фату, можно за пять минут до церемонии нарваться на дикую истерику; окажется, что тетенька выходит замуж, только чтобы сестра ей завидовала. У жениха работа лучше, чем у мужа сестры, он симпатичнее и ростом выше. Приходится успокаивать новобрачную. Говорить мягко, тепло, убедительно. Только ласка, как в уголке дедушки Дурова.   

Конечно же, Люси постоянно хочется кричать: «Идиоты!» — но она сдерживается, она умеет слушать, и лишь на слова    «Я — хороший улов!» резко возражает: «Вы не рыба! А я не создаю мужей по вашим спискам, я работаю с тем, что есть!» Наверное, в ней понемногу растет отвращение к браку как институту и к людям как форме органической жизни. Во всяком случае, брак она научилась рассматривать как деловую сделку, как чистый бизнес (только что не добавляет: «Ничего личного»). Любые отношения поверяет логикой, или, как сама выражается — математикой. И уверена, что сама выйдет замуж только по расчету, за очень богатого человека.

Кадр из фильма «Материалистка»

Он вскоре находится. На очередной свадьбе Люси знакомится с дико импозантным усачом Гарри (Педро Паскаль), у которого одна квартира стоит 12 миллионов. А еще он хорош собой, неглуп, образован, обходителен, предупредителен, деликатен. В брачном агентстве таких кандидатов называют «единорогами» (потому что в природе они вообще-то не встречаются, только в девичьих грезах). Но на той же свадьбе услужливый официант, не дожидаясь заказа, приносит ей ее любимую дикую комбинацию — колу и пиво. И Люси мгновенно опознает в гарсоне бывшего бойфренда Джона (Крис Эванс) — нищего неудачника, актеришку, который так и не смог ничего добиться в Нью-Йорке к 37 годам (в официальных русских субтитрах ему необъяснимым образом и вовсе приписали 47 лет). Когда-то они расстались, потому что Люси не смогла выносить джонову бедность и бесконечные поиски бесплатных парковок. Вот, сейчас он подрабатывает в кейтеринге, чтобы не сдохнуть с голоду.

Кадр из фильма «Материалистка»

Ну, короче, у Люси начинается роман с Гарри, она почти переселяется в его 12-миллионную квартиру, и дело идет к свадьбе. Один нюанс: она его не любит. А думает все время почему-то о Джоне — бесперспективном, живущим в дешевой съемной халупе, бьющимся за маленькие роли в спектаклях, идущих в залах на сто человек. Конечно же, эти мысли совсем нелогичны, нерациональны, и математик в ней орет: «Что же ты делаешь, дура!»

Плюсы и минусы фильма

Сценаристка и режиссер Селин Сон, 36-летняя канадка корейского происхождения, работающая в США, прославилась два года назад «Прошлыми жизнями». (Их с ходу номинировали на «Оскар» в категории «Лучший фильм», а Кристофер Нолан в восторге сказал, что мечтает снимать именно такие картины, но не может — слишком много времени отнимают блокбастеры). Это была история кореянки, которая в детстве дружила с мальчиком, потом уехала в Америку, через 12 лет снова встретила этого мальчика в соцсетях, часами болтала с ним по видеосвязи. А в конце концов решила прекратить общение: надо думать о карьере, о будущем, а не о прошлом. А еще через 12 лет 36-летний мальчик приехал к ней, замужней, в Нью-Йорк, они гуляли по городу, вспоминали былое и немного задыхались от нахлынувших чувств. Ну, вот так: отвернулись от своей любви, а теперь ничего уже не исправишь.

Постер к фильму «Материалистка»

«Материалистка» (или, как в оригинале, «Материалисты» — определение относится не только к героине) — в сущности, те же «Прошлые жизни», но с более счастливым финалом. Селин Сон по-прежнему пытается внедрить в мозг зрителя одну простую мысль: надо быть с тем человеком, которого ты любишь, а не с тем, который обеспечит благосостояние и профессиональный рост. (Мы как бы не говорим, кого выберет героиня Дакоты Джонсон, потому что это спойлер, — но неужели у вас есть сомнения?) Наверное, это немного революционная идея для циничного мира, в котором «слово «жизнь» — эвфемизм для подъема по социальной лестнице» (буквальная цитата из американского журнала GQ).

Постер к фильму «Материалистка»

Студия А24, выпустившая «Материалистку», продвигает ее как романтическую комедию. «Романтическая» — да, еще бы, но сильно смеяться не придется. Зато это фильм, который будут довольно активно обсуждать зрители (он точно не из серии «посмотрел и забыл»); уже пару недель его с пеной у рта обсуждают критики, и многие гораздо лучше героини знают, что ей нужно. Ну как она могла бросить своего усатого единорога? Как она могла предпочесть «деструктивные отношения» с инфантильным лузером? Может быть, она совсем себя не ценит? Может быть, она считает, что недостойна Педро Паскаля с его миллионами и пентхаусом? Срочно на терапию… хотя нет, уже поздно. Ну, наплачешься! При этом Селин Сон уверена: наплакалась бы героиня, если бы сделала другой выбор.

Это крайне интеллигентное кино, которое многим напомнит романы Джейн Остин (в ее времена браки тоже рассматривались как деловые сделки, а свахи были очень нужными людьми). И это крайне меланхоличное кино. В какой-то момент Люси и Джон без приглашения приходят на чью-то чужую свадьбу, наблюдают за незнакомыми брачующимися, резвящимися на полянке в окружении счастливой родни, и Люси задумчиво произносит: «Однажды вы двое безо всякой причины начнете ненавидеть друг друга. Злиться друг на друга. Брак свой станете принимать как должное. Перестанете заниматься сексом, но все-таки как-то заведете пару детей. Потом окончательно достанете друг друга. Один из вас начнет изменять. Будут ссоры. Сначала не перед детьми, а потом и перед детьми. Вы будете злиться на них за то, что они все видят. И вы подадите на развод. Будут споры о том, кому принадлежит имущество, кто получит детей. А потом все кончится».

«Зачем люди вообще женятся?» — спросит Джон.

«Потому что все говорят, что так надо. И потому, что им одиноко. И потому, что они полны надежд».

Ну и что ей возразишь? Статистика утверждает, что около 50 процентов браков заканчиваются разводами (в России в 2024 году — больше 70%). И кто посчитает, какое количество пар, сохранивших брак, в нем счастливы?

Но можно как-то дожить до 35 или 37 в относительном одиночестве, а потом сидеть с тем, кого любишь, на скамейке в парке, с колечком из цветочка на пальце, и вообще ничего, ничего, ничего от него не требовать, просто радоваться тому, что этот человек рядом. У Селин Сон другого ответа нет. У вас есть?

Расскажите об этом друзьям!