Скромный шведский фильм «Миссия НЛО» отвечает на вопрос: как снять фильм про инопланетян, если очень хочется, а денег нет. С картиной ознакомился кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ.
1996 год, Швеция. Девушка-подросток по имени Дениз водится с малолетними правонарушителями, которые считают ее слегка чокнутой: дело в том, что она повернута на внеземном разуме. У нее несколько лет назад пропал отец, и она подозревает, что он был похищен инопланетянами. Про нее говорят: «У нее нет ни мамы, ни папы, только шапочка из фольги». Ей страшно хочется расследовать все обстоятельства исчезновения отца, и тут происходит удивительный случай: над каким-то ангаром в окрестностях небо становится красным, а потом в него через окно влетает красная машина. Точно такая же, на какой уехал в неизвестность денизин папаша.
Это дело надо разжевать, — и юная героиня тайком пробирается в оцепленный ангар, залезает в машину и обнаруживает, что в автомагнитоле находится кассета с песней Forever Young группы Alphaville. А именно ее врубил папа в последний раз, когда Дениз его видела. То есть это ЕГО машина, перенесшаяся по воздуху через несколько лет и много километров.
Ну, и тут на помощь девушке приходит организация «НЛО Швеция» (это, кстати, оригинальное название фильма), состоящая из чудиков, которым шапочки из фольги были бы очень к лицу. Основное действие картины — это попытки Дениз убедить немолодых леди и джентльменов, тоже одержимых пришельцами, но намеренных тщательно проверять любую информацию об НЛО, что нужно поменьше занудничать, а побольше доверять своей (точнее, ее) интуиции. Все еще завязано на шведском Гидрометцентре: денизин отец считал, что, если прогнозы погоды драматическим образом не сбываются (обещают тепло и солнце, а на улице вдруг тучи и снег), дело нечисто, что-то случилось в гравитационном поле Земли, и тут не обошлось без пришельцев.
Есть в волшебном мире кино вещи, которые довольно трудно объяснить. Например, почему действие этого фильма разворачивается именно в 1996 году. Потому что у авторов с серединой 90-х связаны сентиментальные воспоминания? Потому что есть возможность в кои-то веки показать на экране заставку Windows 95 и гудящий модем? И дать в руки героине приставку GameBoy (которую можно как-то использовать для взлома компьютеров, — она ведь еще и хакер)?
Еще нелегко понять, для кого этот фильм снят. Для взрослых? Но там слишком простой (несмотря на определенные навороты), детско-подростковый сюжет. Однако детям на этом фильме будет элементарно скучно: никаких чудес и вообще ничего интересного не происходит вплоть до самого финала (да и там визуальные чудеса в основном сводятся к огненно-красному свечению). Денег на спецэффекты у авторов явно было совсем немного. Почти весь фильм на экране болтаются взрослые дяди и тети из «НЛО Швеция»; выглядят они довольно уныло, больше всего любят пить кофе, и расшевелить их юной героине стоит большого труда. Говорят, в оригинале они говорят с разнообразными умеренно забавными региональными акцентами, но русским зрителям этого не оценить.
И самое главное: кто придумал изображать шведский Гидрометцентр (если совсем точно, то Институт гидрологии и метеорологии) в виде инфернальной организации типа ЦРУ, скрывающей свои архивные материалы как важнейшую государственную тайну? Неужели уфологи действительно не там роют, и всю правду о пришельцах знает не Джо Байден, а Роман Вильфанд и его зарубежные коллеги? Это, конечно, неожиданная конспирологическая теория, но у нее есть два недостатка: она очень глупая, и изучать ее очень скучно.