Фильм «Последний богатырь: корень зла»: Сказ о том, как колобок богатырей избивал

Фильм «Последний богатырь: корень зла»: Сказ о том, как колобок богатырей избивал Фото: постер к фильму

Автор текста Денис КОРСАКОВ

1 января 2021 в прокат выходит фильм «Последний богатырь: корень зла» — продолжение одного из самых популярных российских фильмов последних лет. Первый «Последний богатырь» — диснеевская сказка по мотивам русских былин — в 2017 году неожиданно стал суперхитом, собрав в прокате под два миллиарда рублей. Сюжет был нехитрый: парень по имени Иван (Виктор Хориняк) находил портал в сказочное Белогорье, населенное богатырями, бабами-ягами, водяными, змеями горынычами и прочими кащеями. Оказывалось, что Иван — родной сын Ильи Муромца. И ему приходилось доказывать окружающим, что природа на нем не отдохнула.

В продолжении фильма Иван преспокойно скачет из современной Москвы в Белогорье и обратно. В сказочном мире он сожительствует с Василисой Премудрой (это деликатно называется «она моя невеста») и ругается на непросвещенность местных жителей. Его собственный дом оснащен новейшей техникой, закупленной в столице. Увы, богатыри все время норовят разрубить электрогенератор, на котором работают посудомойки и микроволновки, с воплем «Умри, чудище!», а Василиса (Мила Сивацкая), получив в подарок из Москвы губную помаду, начинает ее есть.

В общем, Иван теперь — немножко дон Румата из «Трудно быть богом», только интеллекта у него гораздо меньше, а атмосфера вокруг гораздо приятнее. Он спекулирует в Белогорье туалетной бумагой («мягкая береста, пахнет хоть лесом хвойным, хоть пучиной морскою»), выменивая ее на драгоценные камни. Судя по всему, камушков у него скопилось немерено: он предлагает Василисе все бросить и перебраться в Москву, но она упорно отказывается («там все страшное: вай-фай, капучино, кинотеатры…»). И одновременно она заглядывается на красавца-богатыря Финиста (Кирилл Зайцев), который значительно сильнее и привлекательнее ее женишка.

И тут в волшебный мир вторгаются злые силы: княгиня Варвара (Екатерина Вилкова, все сильнее напоминающая Уму Турман) и бывшая домработница Ивана, оказавшаяся в финале первого фильма опаснейшей ведьмой (Елена Валюшкина, звезда захаровской «Формулы любви»). Но «корень зла» — не они, а колдун, который перешел со светлой стороны Силы на темную и с тех пор прозябает под землей буквально-таки в виде гигантской корневой системы. Именно он контролирует и Варвару, и домработницу, и мечтает завладеть всем Белогорьем. Чтобы одолеть колдуна, надо вытащить из царства мертвых Кащея Бессмертного (Константин Лавроненко) — его бывшего ученика, когда-то и загнавшего его под землю.

В новом «Последнем богатыре» много новых волшебных персонажей (есть, например, чудо-юдо рыба-кит, умеющая летать, а еще хамоватый агрессивный Колобок в озвучке Гарика Харламова). Много шуток (Иван называет соперника «Финист ясный пИнгвин», а меч-кладенец «девайсом»). Даже есть отсылки к популярным фильмам («Я не Белый ходок, чтобы по морозу шляться!»). Беда лишь в том, что на этот раз в «Богатыря» вложено куда меньше любви, таланта и вдохновения. Пять (!) сценаристов все, как один, глухи к человеческой речи: реплики и прибаутки Ивана стабильно режут слух, потому что живые молодые москвичи так не говорят. Елена Яковлева в роли Бабы-Яги играет скорее мечту продюсеров о том, чтобы эту роль исполнял Александр А. Ревва (он для нее рожден, но пока что побывать Бабой-Ягой ему удалось только в Comedy Club и на озвучке одного мультфильма много лет назад).

В сюжете слишком много сомнительных находок: когда меч-кладенец теряет свою силу, оказывается, что «девайс» нужно заряжать путем втыкания в родную землю. Отсылки к фильмам абсолютно вымученные — когда Иван называет себя и своих спутников «омерзительной шестеркой», ты ежишься, будто в зал резко впустили с улицы морозный воздух. (В финале там есть еще одна аллюзия на известный фильм, которая предположительно должна стать для зрителя колоссальным сюрпризом — если бы зритель не угадывал, куда клонят авторы, минуте на тридцатой).

Впрочем, главной аудиторией «Последнего богатыря-2» станут дети. Киношники любят разглагольствовать о том, что это самая требовательная аудитория, не прощающая фальши — но на самом деле это как раз аудитория абсолютно всеядная и неразборчивая (то, что в России до сих пор выходит киножурнал «Ералаш» — лучшее тому доказательство). Диснеевский ералаш она, конечно, тоже заглотит — потому что вообще с аппетитом употребляет все цветное и приторно-сладкое, что ей предлагается. В конце концов, там есть приправа в виде харламовского Колобка, питающегося птицами и со всей силы бьющего всех встреченных богатырей в пах. Он все-таки самый любопытный персонаж картины, и пронзительный монолог о детских травмах, сделавших его разбойником — самая смешная сцена в фильме. Хотя ее-то дети, скорее всего, полностью не оценят.

Какие еще фильмы посмотреть в новогодние каникулы

«Огонь» (в прокате с 24 декабря)

Фильм выпустили продюсеры недавнего римейка «Экипажа», и, конечно, он во многом похож на «Экипаж». Там опытный пилот с молодым талантливым стажером спасали набитый пассажирами самолет, на который надвигался поток лавы. Здесь опытный пожарный (Константин Хабенский) с молодым учеником (Иван Янковский) спасают мирных жителей деревни, на которую по лесу надвигается эпических масштабов пожар.

Вместе с главными героями людей эвакуируют другие героические пожарники — Виктор Добронравов, Антон Богданов, Роман Курцын, Тихон Жизневский; среди спасаемых — Ирина Горбачева и Юрий Кузнецов.

«Конь Юлий и большие скачки» (в прокате с 31 декабря)

Десятая часть отечественной анимационной саги про приключения трех богатырей и их друзей. На этот раз в центре — Юлий, говорящий конь; он влюбляется в красавицу-кобылу по имени Звезда Востока, принадлежащую султану. Но завоевать право жениться на ней будет очень непросто.

«Фестиваль Рифкина» (в прокате с 31 декабря)

Новый фильм Вуди Аллена, справившего в начале декабря 85-летие. Герой — пожилой киновед и киноман Морт Рифкин — едет на фестиваль в Сан-Себастьяне. Цель — не смотреть фильмы, а проследить за женой, пресс-агентом, которая работает с молодым французским режиссером и, кажется, намерена изменить с ним Рифкину.

Целевая аудитория «Фестиваля» — поклонники Аллена, отлично разбирающиеся в европейском кино 60-х (самое смешное в фильме — почтительные пародии на «8 1/2» Феллини, «На последнем дыхании» Годара, «Ангела-истребителя» Бюнюэля, «Персону», «Седьмую печать» и «Земляничную поляну» Бергмана и другие классические картины).

«Чудо-женщина 1984» (в ограниченном прокате с 7 января)

Редкий по нынешним временам гость на большом экране — настоящий голливудский блокбастер. В широкий прокат он выйдет 14 января, а с 7-го фильм можно будет посмотреть в залах IMAX. Героиня, суперженщина по имени Диана Принс (на самом деле она бессмертная принцесса амазонок) разбирается с древним артефактом: тот может выполнять любые желания, но взамен отбирает у того, кто их загадывает, что-нибудь очень важное.

Действие разворачивается в 1984 году, и в фильме, понятное дело, обыгрываются как разнузданная поп-культура того времени, так и ядерное противостояние между СССР и США, достигшее пика. Однако лучшая сцена — первая, действие которой разворачивается во время грандиозного турнира, проводимого среди амазонок на греческом острове (в нем принимает участие маленькая Диана). Ради этих 15 минут стоит покупать билет в IMAX. А ради всего остального — вряд ли.

Расскажите об этом друзьям!