23 декабря 2021-го выходит третья, вроде бы заключительная часть саги по мотивам русских народных сказок «Последний богатырь. Посланник Тьмы». Первые два «Богатыря» собрали в прокате огромные деньги. Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ уверен, что и третий принесет продюсерам пару миллиардов рублей — причем на этот раз заслуженных.
Молодой москвич Иван (Виктор Хориняк) нашел счастье в сказочной стране Белогорье с Василисой Премудрой (Мила Сивацкая). Они готовятся пышно отпраздновать свадьбу, но за считанные часы до нее невесту похищает мрачный молчаливый рыцарь, закованный в доспехи. Действует этот железный человек по приказу столь же мрачной колдуньи (Елена Валюшкина), которая приходится Ивану матерью (о чем до поры до времени на экране не догадывается никто). Неприятная женщина хочет сорвать свадьбу сына, во-первых, потому что немножко ревнует его к невесте, а во-вторых, потому, что у нее на Ивана другие планы. Оседлав крылатого огнедышащего волка, колдунья с Василисой через фиолетовый портал уносятся в современную Москву. А за ними в избушке на курьих ножках туда же мчится команда спасения — Иван, Баба Яга (Елена Яковлева), Кащей Бессмертный (Константин Лавроненко), Водяной (Сергей Бурунов), волшебник Светозар (Тимофей Трибунцев) и анимационный Колобок с голосом Гарика Харламова.
Новый, третий «Последний богатырь» 2021 года — откровенно лучший из всей трилогии. И главная причина бросается в глаза, точнее, в уши: там меньше шутят. Всем знакома ситуация, когда нормальный, неглупый человек вдруг начинает выдавливать из себя хохмы, и от угловатых натужных шуток становится неловко не ему, а тебе. Именно такое ощущение и не покидало на предыдущих «Богатырях». Схема, по которой острили, была неизменной: нечто из русских народных сказок (вообще нечто древнерусское) в лоб сталкивалось с чем-то современным. Меч-кладенец именовался «девайсом», странствующая по сказочной стране компания героев — «омерзительной шестеркой», на фоне чудо-юдо-рыбов-китов упоминались Белые ходоки из «Игры престолов» — и так далее, пока зрителя не начинало подташнивать.
«Посланец Тьмы» начинается примерно так же: на заставке с диснеевским замком скачет избушка на курьих ножках, а на логотипе студии Yellow, Black and White вместо иностранных слов появляются русские «Желтый, белый да черный», набранные псевдославянским шрифтом. На первых минутах герой называет Змея Горыныча «птеродактилем недоделанным», а Кащею Бессмертному говорит: «Ты же вообще никогда не спишь. Эх, какого дальнобойщика страна потеряла!» Но потом невероятным ожесточеньем воли сценаристы заставляют себя умерить юмористический пыл — и облегчение, похоже, испытывает не только зритель, но и Виктор Хориняк, которого уже утомил этот недоделанный комеди-клаб.
Конечно, зритель, знающий, что в фильме появится Жар-птица в исполнении Филиппа Киркорова, с некоторым ужасом ждет ее появления и очередного фонтана «самоиронии» в исполнении «поп-короля»; но Жар-птица относится к жемчужинам фильма. Капризное, пошлое, вздорное до истеричности, помешанное на стразах и на собственной славе существо — даже непонятно, как у певца получилось воплотить этот образ с таким блеском. Сцена, в которой Киркоров неожиданно для себя сносит яйцо, вообще на секунду заставляет вспомнить лучшие страницы книг Владимира Сорокина. И, хотя других столь же ослепительных эпизодов в «Посланнике Тьмы» нет, маленьких удач в нем хватает.
Например, Водяной, отведав немного «очеловечивающего зерна» из кормушки Жар-птицы, обретает привычный облик Сергея Бурунова — который, как ни крути, идет актеру гораздо больше, чем резиново-мармеладный компьютерный образ, натянутый на него в предыдущих «Богатырях». Появляются также кикиморы, ворующие у людей время с целью сконцентрировать его в особом кристалле; их изгнали из сказочного мира и теперь они трудятся на почте (причем словосочетание «Почта России» из робости и деликатности в фильме не употребляют, делая вид, что в Москве есть какая-то другая, альтернативная, кикиморская почта).
Конечно, Кристалл времени, с помощью которого можно шастать по этому самому времени взад и вперед, позаимствован из фильмов студии Marvel — а точнее, из того же «Доктора Стрэнджа», из которого взялись круглые порталы, соединяющие разные эпохи и пространства. В то же время вся линия с матерью героя, которая скрывает свое с ним родство (а когда раскрывает, сразу требует от сына перейти на темную сторону Силы), откровенно взята из «Звездных войн». Но и Marvel Studios, и «Звездные войны» принадлежат тому же самому «Диснею», российское подразделение которого выпустило «Последних богатырей». Так что авторы как бы ни у кого ничего не воруют, а вполне легально пользуются хозяйским богатством. И тихонечко кладут свое произведение рядом с многомиллионными американскими блокбастерами: авось хотя бы в глазах российских зрителей «Богатырь» не затеряется на фоне сияющей, будто киркоровское яйцо, коллекции диснеевских аттракционов.