Получилось ли сделать фильм «Сердце пармы»: самое неожиданное в экранизации книги Алексея Иванова

Получилось ли сделать фильм «Сердце пармы»: самое неожиданное в экранизации книги Алексея Иванова Кадр из фильма «Сердце Пармы»

На открытии Московского кинофестиваля 2022 показали долгожданную экранизацию бестселлера Алексея Иванова «Сердце пармы». Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ рассказывает, что увидели зрители.

Алексей Иванов «Сердце пармы»

Книга Алексея Иванова, на которой основан фильм, вышла еще в 2003 году. Примерно тогда же ее прочли серьезные критики вроде Льва Данилкина или Бориса Кузьминского. (Данилкин был особенно впечатлен пассажем о лосях: «Первыми прорвались огромные боевые лоси, на которых сидели по два всадника в красных одеждах. Это были шаманы-смертники, проворонившие на Глядене Золотую Бабу. Они орудовали пиками с широкими иззубренными лезвиями; с лезвий свисали кровавые лохмотья. Длинные, тонкие ноги лосей были по колено в крови»).

После рецензий толстым романом малоизвестного пермского прозаика заинтересовались и московские читатели, у которых Парма всю жизнь ассоциировалась исключительно с родиной пармезана. Начались мучительные споры – с прописной буквы писать это слово, или же со строчной (Иванов настаивает, что со строчной – «это уральский тип леса, вроде как «тайга»; но все упорно пишут с прописной, потому что уж очень похоже на «Пермь» – то есть Пермь Великую, средневековое княжество, где и разворачивается действие).

Экранизация затянулась на 17 лет: сценарий написал Сергей Бодров-старший

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Так или иначе, Иванов вскоре опубликовал еще тысячу книг и стал одним из самых популярных российских писателей 21 века. А «Сердце» хотели  экранизировать еще в 2005 году, но его путь к экрану затянулся на 17 лет – и главные роли сейчас играют актеры, которые в момент первой публикации романа еще ходили под стол пешком.

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Сценарий написал Сергей Бодров-старший, некоторые предполагали, что он же картину и снимет, но в результате его заменил Антон Мегердичев, постановщик «Темного мира», «Метро» и, главное, блокбастера «Движение вверх». В его версии 500-страничный текст Иванова превратился в 159-минутный фильм о князе Михаиле (Михане), который влюбился в пермскую ведьму (точнее, ламию) Тиче. А потом из-за нее поссорился с православными священниками. А потом – уже по другим причинам – и с Москвой.

Сюжет фильма

Перед пресс-показом журналисты подписали бумагу, в которой запрещалось разглашать сюжетные повороты фильма (иначе говоря – спойлерить). Но, во-первых, сюжет «Сердца пармы» в общих чертах известен почти всем читающим людям (Сергей Бодров с соавтором Ильей Тилькиным внесли в него некоторые изменения, но о них тут ни слова). Во-вторых, этот фильм в целом не про сюжет, не про напряженное ожидание «что же будет дальше». Сюжет там течет, как любимая ивановская река Чусовая, то быстро и с перекатами, то плавно и неторопливо. И по течению несет князя Михана, попадающего в разные живописные обстоятельства.

Много крови и сказочные персонажи

Александр Кузнецов в фильме «Сердце Пармы»

В «Сердце пармы» много крови, грязи, снега, шкур, лодок, огня, камней, деревьев, молитв, голых тел и эффектных национальных костюмов. При этом Антон Мегердичев прекрасно понимает, что исторические эпосы из разряда «грязное кровавое немытое прошлое» в своем классическом виде не очень продаются: успехи «Храброго сердца» или «Королевы Марго» остались в 90-х. Нет, зритель все еще готов все это употреблять, но непременно с приправой в виде фэнтези.

Кадр из фильма «Сердце Пармы»

Наверное, если бы Мегердичев мог, он бы засунул в «Сердце пармы» драконов (Змей Горыныч в отдельных сценах смотрелся бы как влитой), но Иванов не позволяет. Поэтому режиссер обходится малой кровью: например, ведьма у него фокусничает чаще и эффектнее, чем в книге, а боевой лось, на котором разъезжает вогульский князь Асыка, обладает сверхъестественно крупными рогами (палеонтологи утверждают, что нечто подобное водилось в Свердловской области во времена плейстоцена). Ну и еще там есть персонаж с очень светлыми волосами, князь полулегендарного города Уроса; явно человек, но при взгляде на него любой пятиклассник мгновенно взвизгнет: «Эльф!»

Актерский состав: Елена Ербакова и Александр Кузнецов

Александр Кузнецов в фильме «Сердце Пармы»

Пятиклассникам, конечно, будет все равно – плейстоцен, голоцен, Средиземье или Великая Пермь. У «Сердца пармы» ограничение по возрасту 16+, но в залы наверняка прокрадутся и 12-летние. Они увидят очень красивую и к тому же зачастую нагую девушку (снайперски точно выбранная на роль ламии Елена Ербакова из Бурятского русского театра) и благородного героя (Александр Кузнецов обладает редким свойством приковывать к себе внимание, даже когда не делает на экране практически ничего).

Елена Ербакова в фильме «Сердце Пармы»

И много других отличных актеров, которые работают не за гонорар, а за совесть (Евгений Миронов, Сергей Пускепалис, Виталий Кищенко, и – самый яркий – Федор Бондарчук; не стану говорить, кого он играет, но, бьюсь об заклад, во множестве рецензий напишут, что Ивана Грозного). Увидят фантастические пермские леса, в которых прячется волшебная Золотая Баба. Увидят несколько битв, которые монтировал сам Мегердичев – а монтажер он хороший, и кульминационное побоище ничем не уступает известному баскетбольному матчу в его исполнении.

Евгений Миронов в фильме «Сердце Пармы»

В прокат «Сердце пармы» выйдет 6 октября 2022, и это будет первый отечественный фильм за год, который хоть как-то сможет импортозаместить голливудскую продукцию. Ждет ли его такой же успех, как «Движение вверх» – пока сказать трудно. Но если ждет – будет здорово.

Расскажите об этом друзьям!