Фильм «Серебряные коньки»: волшебный Петербург и лампочки государя Николая II

Фильм «Серебряные коньки»: волшебный Петербург и лампочки государя Николая II Фото: кадр из фильма

Автор текста Денис КОРСАКОВ 

В прокат выходит одна из самых пышных российских картин за последние годы — сказочная рождественская мелодрама «Серебряные коньки» 

Санкт-Петербург готовится к встрече Нового года и нового, ХХ века. В этот сезон особый спрос на экспресс-доставку продуктов. Одним из самых ловких и быстрых курьеров в городе считается Матвей (Федор Федотов), стремительно доставляющий клиентам горячие пирожки. Ему помогают замечательные серебряные коньки, на которых так удобно рассекать по замерзшим питерским каналам. Но в течение считанных часов Матвей потеряет работу, свяжется с бандой воров (и по совместительству революционеров) и повстречает барышню из дворянской семьи (Софья Присс), которую полюбит без памяти. Естественно, любовь будет взаимной и очень непростой: кто она, богатая невеста, и кто он, жалкий разносчик выпечки. 

Зрители постарше при словах «Серебряные коньки» непременно вспомнят роман англичанки Мэри Додж. Впервые он был был напечатан в 1865 году и с тех пор стал классикой, его не раз издавали в СССР. Но этот фильм — вовсе не его экранизация (хотя в кино и перекочевали кое-какие его мотивы — замерзшие каналы или больной отец героя). Сильнее, чем любые книжки, режиссера Михаила Локшина вдохновляет известный рекламный ролик с песенкой «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит». В Петербурге времен «Серебряных коньков» только недавно появилось электричество, его активно используют для иллюминации — и просто уму непостижимо, сколько эффектных кадров можно придумать, используя такие нехитрые, казалось бы, приспособления, как электрические лампочки. Это сияющий город, до такой степени сказочный, что по трейлеру фильма можно было подумать, будто Локшин снял фэнтези.  

Но нет: хоть «Серебряные коньки» и перегружены визуальными финтифлюшками, это как бы реалистическое кино. В нем есть место рассуждениям о судьбах талантливых женщин: героиня мечтает посвятить себя науке и все свободное время проводит за чтением умных книг, хотя получить нормальное высшее образование в конце XIX века девушке безумно сложно. В нем есть, не поверите, критика классовой системы. В нем даже есть попытка ответить на вопрос «Как это все случилось?», которым десятки раз задавались герои «Солнечного удара» Никиты Михалкова (то есть, грубо говоря, каким образом случилась Октябрьская революция и с сияющей Россией произошла катастрофа). Да вот так и случилось: хотя руководитель шайки революционно настроенных уголовников (Юрий Борисов) — очевидный черт, в его рассуждениях об общественной несправедливости слишком много справедливого. 

Но перегружать зрителя ни Локшин, ни продюсеры (одним из которых стал все тот же Михалков) совершенно не намерены. Сюжетно «Серебряные коньки» ориентированы на золотой эталон мелодрамы — «Титаник»: мальчик любит девочку, девочка любит мальчика, но они друг другу не ровня, и к тому же у нее есть «подходящий», с точки зрения родителей, жених. (Локшин не бежит от аналогий с фильмом Кэмерона, а наоборот, подчеркивает их — у него в центре фильма даже расположен гибнущий корабль, правда, на этот раз горящий). Другой вопрос — что режиссер не собирается ничем расстраивать девичью аудиторию своей картины. Он справедливо полагает, что всех персонажей картины наступающий ХХ век и без его помощи достаточно расстроит. И в финале, благодаря нагромождению совсем уже неправдоподобных сюжетных поворотов, никто из положительных героев — как, в общем-то, и сочувствующих им зрителей — не уйдет обиженным.  

Расскажите об этом друзьям!