Фильм «Сын» с Хью Джекманом: почему драма Флориана Зеллера оказалась хуже его же оскароносного «Отца»

Фильм «Сын» с Хью Джекманом: почему драма Флориана Зеллера оказалась хуже его же оскароносного «Отца» Кадр из фильма «Сын»

23 февраля в российский прокат выходит драма «Сын» о депрессии, поставленная французским драматургом по собственной очень популярной пьесе. Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ остался фильмом скорее разочарован.

Питер — отлично упакованный юрист. Ему 50 лет, он живет на Манхэттене в стильной квартире с молодой и красивой женой, только что родившей ему сына. Ему светит очередной, совсем ослепительный виток карьеры в Вашингтоне. Но у него есть еще бывшая жена и другой, семнадцатилетний сын Николас; несколько лет назад Питер их бросил. Сейчас бывшая приходит к нему домой и говорит, что с мальчиком все плохо. Каждое утро он собирает рюкзак и уходит якобы в школу. А из школы звонят и говорят, что он там не появлялся уже месяц. Наверное, лучше ему пожить у отца. Может быть, это скажется на юном Николасе благотворно.

И он переезжает, и поначалу кажется, что все хорошо. Но вскоре начинаются разговоры из серии «А почему ты ушел от нас с мамой», и с новой женой отца — «Моя мама так страдала, а тебя это не остановило, когда ты уводила от нее папу». Потом выясняется, что в школу Николас по-прежнему не ходит, а часами слоняется по Нью-Йорку, сам не зная, зачем. Потом — что у него острая депрессия. Глядя на него, Питер все вспоминает, как много лет назад отдыхал с ним и его матерью на Корсике, как учил его плавать, как все были счастливы, и как все сломалось.

Кадр из фильма «Сын»

Молодой (ему чуть за сорок) французский драматург Флориан Зеллер прославился сравнительно недавно, после того, как поставил фильм «Отец» о трагедии старческой деменции. Энтони Хопкинс за него получил «Оскара» как лучший актер, а еще два «Оскара» достались сценаристам — самому Зеллеру и Кристоферу Хэмптону, который помог ему адаптировать пьесу для экрана. Впрочем, театралы давно знакомы и с другими зеллеровскими работами — «Сыном» и «Матерью» (странно, но пьесы под названием «Дочь» и «Брат» он еще не написал). Их давно и с большим удовольствием ставят не только в парижских или бродвейских, но и в московских театрах, — то в РАМТе, то в МХТ, то в «Современнике». И вот поспела очередная экранизация Зеллера, осуществленная самим Зеллером.

Кадр из фильма «Сын»

В теории, «Сын» — трагическая история про то, как родители не могут понять ребенка, как здоровые люди не могут понять человека в депрессии, как человек, у которого ничего не болит, не может почувствовать чужое страдание. И даже если может — не в состоянии ничего с ним поделать, потому что страдающий не может понять сам себя. Все обычные заклинания, — «Я тебя люблю», «Ты мне нужен», «Ты очень хороший» — не работают, а других придумать не получается. Это не такая эффектная история, как «Отец», в котором Зеллер с ходу погружал зрителя в сознание человека с болезнью Альцгеймера, путающего лица родных и забывающего все на свете. Но из его пьесы мог бы получиться отличный фильм (получались же, говорят, отличные театральные постановки). И все же…

Кадр из фильма «Сын»

Многие актеры на экране великолепно изображали депрессию. Может, и у 19-летнего Зена Мак Грата это бы получилось. Если бы ему сказали, что это такое. Фильм называется «Сын», персонаж Мак Грата в нем вообще-то центральный. Но именно этот кудрявый юноша — его главная катастрофа: он здоровый и жизнерадостный мальчик, который изображает депрессию, хныча и скуля. Он играет как раз тот случай, когда речь идет не о болезни, а о плохом настроении и подростковых капризах, когда слова «ты все выдумываешь» — никакое не обесценивание, а просто трезвая оценка ситуации. В одной ключевой сцене врач уверяет родителей, что парня надо оставить в психиатрической больнице и лечить, а МакГрат ноет и воет «не хочу, заберите меня из дурдома», и родители — да и зритель — на стороне сына. Потому что ну очевидно же, что никакие антидепрессанты и нейролептики персонажу в таком исполнении не требуются. Да, депрессия любит маскироваться, да, человек, у которого горло бредит бритвой, может выглядеть на людях вполне бодрым, но, слушайте, не до такой же степени: тогда в психушку надо экстренно тащить и пичкать таблетками всех семнадцатилетних без разбора.

Кадр из фильма «Сын»

Как Флориан Зеллер мог всего этого не заметить, перенося пьесу на экран? Тут мелькает страшная догадка: да, он хороший драматург, но, может, просто не очень хороший режиссер? В «Отце» к его услугам были суперпрофессионалы Энтони Хопкинс и Оливия Колман, которым, наверное, ничего не надо было объяснять: прочитав пьесу и сценарий, они и без помощи постановщика мгновенно чувствовали, что и как играть. В «Сыне» с Хью Джекманом, по-своему замечательным артистом, но все-таки не гигантом драмы, надо было, извините, работать, а МакГрата просто заменять на стадии кастинга. Ничего этого Зеллер не сделал. У него есть отличная сцена, где отец учит сына танцевальным движениям под It’s Not Unusual Тома Джонса — и оба актера улыбаются, двигаясь с невероятными облегчением и радостью. Какое счастье, хоть три минуты не надо мучиться и выдавливать из себя трагизм.

Кадр из фильма «Сын»

Да, последние 20 минут фильма многим покажутся душераздирающими. А многим — откровенно манипулятивными и слезовыжимательными. Кульминацию легко предскажет любой, кто, как и Зеллер, читал Чехова — даже не обязательно глубоко в нем копался, а хотя бы помнит «Чайку» и знаменитый драматургический принцип, сформулированный в одном письме.

И в итоге главными достоинствами отца становятся эпизодическое появление того же Энтони Хопкинса (в совершенно другой роли) и тот самый танец. А фильм идет два часа. И, честно говоря, все, что вне этих эпизодов, поставлено так, что зрителю становится прежде всего нестерпимо скучно.

Расскажите об этом друзьям!