Фильм «Три мушкетера: Миледи» (2024): какой оказалась новая французская экранизация культового романа

Фильм «Три мушкетера: Миледи» (2024): какой оказалась новая французская экранизация культового романа Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи»

8 февраля 2024 года в российский прокат вышел фильм «Три мушкетера: Миледи». Это первая за 62 года французская экранизация великого романа Александра Дюма. Вернее, заключительная часть дилогии по мотивам этой книги (первая, «Три мушкетера: Д’Артаньян», вышла в наш прокат в апреле прошлого года). Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ вышел с показа картины со смешанными чувствами и поделился ими в своей рецензии.

Трейлер фильма «Три мушкетера: Миледи» (2024)

Сюжет

Дилогия Мартена Бурбулона «Три мушкетера» чем-то напоминает «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина. Берется классический роман (и не просто классический, а такой, который формировал поколения читателей еще в детстве и юности), переписывается, сдабривается отсебятиной и переносится на экран под лозунгом «Мы экранизируем не букву, а дух книги». Мы не иллюстраторы, мы свободные художники. При этом Локшин в сравнении с Бурбулоном выглядит режиссером достаточно осторожным и аккуратным, не позволяющим себе совсем уж чрезмерное нахальство по отношению к книге. Бурбулон, тот ринулся переделывать «Мушкетеров» совсем очертя голову. (В кино этот автор ранее проявил себя как постановщик пошлейшей мелодрамы «Эйфель» об инженере, якобы специально построившем гигантскую башню в форме буквы А в честь своей возлюбленной Адриен; после такого Мартену терять уже нечего).

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

Для начала Бурбулон объяснил в диалогах, что Портос — бисексуал (в российском дубляже все упоминания об этом, естественно, исчезли). А Арамиса превратил в яростного ненавистника религии. А Атоса — в пьяного и помятого человека лет приблизительно 60 (в романе он тоже самый пожилой из мушкетеров, но ему меньше 30 лет, причем Портосу и Арамису в районе 22, а д’Артаньяну — 18). Атоса обвиняли в убийстве молодой женщины и приговаривали к смертной казни, почти казнили, но в последний момент его спасал братец-протестант (этой коллизии, напрочь отсутствовавшей в романе, было посвящено полфильма). В целом, Бурбулон сфокусировался на заговоре, который организовал против Людовика XIII его брат, Гастон Орлеанский; доходило до покушения на жизнь короля, естественно, предотвращенного мушкетерами.

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

Первый фильм из дилогии, обошедшейся продюсерам в 72 миллиона евро, вышел весной прошлого года и носил подзаголовок «Д’Артаньян». Сейчас вышла вторая часть, под названием «Миледи». За прошедшие месяцы даже самые яростные фанаты романа свыклись с мыслью, что от фильма Бурбулона не следует ждать верности первоисточнику. Смирились. И могут сравнительно спокойно смотреть его картину.

Минусы фильма «Три мушкетера: Миледи» (2024)

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

Фестиваль отсебятины продолжается: у Арамиса обнаруживается сестра, монашенка, причем беременная. Узнав, что она в положении, мушкетер наносит ей визит, яростно вращая глазами, допытывается, кто ее обесчестил, и, вычислив негодяя, бежит его убивать. Негодяй этот находится в районе осажденной протестантской Ла-Рошели, куда направляются и мушкетеры. Там им приходится в основном распутывать все тот же заговор Гастона Орлеанского против короля. Их, а также их начальника Де Тревиля, при этом еще и обвиняют в пособничестве протестантам. В частности, потому, что брата Атоса, одного из лидеров гугенотов, поймали и распяли на кресте, (эта сцена впрямую заимствована из «Молчания» Мартина Скорсезе), а Атос вместе с друзьями его с этого креста снял.

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

Ну, и так далее, — но мы уже договорились, что смирились с самоуправством Бурбулона. Проблема в том, что иногда это самоуправство выглядит занятным, а иногда — совершенно бессмысленным. Герои в какой-то момент встречают чернокожего мушкетера, который представляется Ганнибалом, принцем Эфиопии, крестником Людовика. Кроме того, что он Ганнибал, ему сообщить о себе практически нечего: в сюжете он совершенно не нужен. Просто новые времена требуют, чтобы на экране непременно появился хоть один темнокожий. (Прототипом персонажа стал Аниаба, принц одной из провинций Кот Д’Ивуар, действительно ставший крестным сыном короля — только совсем другого, Людовика XIV, и более чем через полвека после того, как разворачивается действие фильма).

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

При этом Миледи, которой, по идее, должен быть посвящен весь фильм, появляется на экране гораздо реже, чем хотелось бы. Она, конечно, самый интересный из персонажей романа Дюма: монстр, которого граф де ла Фер сотворил собственными руками, когда обнаружил у нее на плече клеймо и, недолго думая, повесил. Что Миледи оставалось делать после этой, скажем мягко, психологической травмы? Мартен Бурбулон, в отличие от многих экранизаторов, неплохо понимает всю сложность этого образа — жертвы, ставшей хищницей. Но, как практически все постановщики «Мушкетеров», он с самого начала превращает Миледи в роковую женщину средних лет, Джеймса Бонда в юбке. У Дюма-то она была ангелоподобным юным созданием, прелестной блондинкой, которую с первого взгляда невозможно было заподозрить ни в чем дурном; вокруг этого строилось все. И это было интереснее, чем та Миледи, которую играет Ева Грин. Оказавшись наедине с д’Артаньяном в какой-то пещере, она пытается его соблазнить, буквально прыгает на него с криком «Мы оба убийцы, д’Артаньян! Позволь тьме завладеть тобой!» Герою приходится собрать волю в кулак, чтобы сохранить верность Констанции Бонасье.

А еще Миледи дает своему несостоявшемуся любовнику исчерпывающую характеристику: «Ты очень красивый, жаль, что такой глупый». Как минимум со второй частью этого утверждения не поспоришь.   

Плюсы фильма «Три мушкетера: Миледи» (2024)

Все-таки это первая экранизация «Мушкетеров», осуществленная на родине писателя за 62 года (предыдущая, снятая Бернаром Бордери, вышла в 1961-м; телефильмы и пародии вроде «Четырех мушкетеров Шарло» не в счет). И Мартен Бурбулон собрал в картине много отличных актеров. Помимо Евы Грин, это Венсан Кассель (Атос), Ромен Дюрис (Арамис), Лина Кудри (Констанция), Луи Гаррель (Людовик XIII), Вики Крипс (Анна Австрийская), Эрик Руф (Ришелье). Франсуа Сивиль в роли д’Артаньяна порой выглядит романтически настроенным гопником, но к этому постепенно привыкаешь, как и ко всему остальному.

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

В конце концов, тут действительно не знаешь, чего ждать дальше. Знакомые с детства сюжетные повороты видоизменяются до неузнаваемости, — и ты совсем не уверен, что в финале миледи, Констанция или Бекингэм погибнут, как полагается, а все мушкетеры выживут. Наверное, большинству зрителей так интереснее. (Обходясь без спойлеров, заметим, что кончится все и впрямь совсем не так, как у Дюма).

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

Из 36 миллионов евро, потраченных на «Миледи», на экране виден каждый цент: это богатая костюмная постановка, с дворцами и пожарами, с кораблями и пушками, с ордами статистов и табунами коней, с роскошными пейзажами и драками. Шесть номинаций на премию «Сезар», которые получила дилогия (костюмы, работа художника, визуальные эффекты, музыка, звук, операторская работа) полностью оправданы.

Кадр из фильма «Три мушкетера Миледи» (2024)

И смотрятся эти «Мушкетеры» на удивление легко. Но все-таки после них хочется увидеть еще одну экранизацию, в которой с великим романом обходились бы чуть более уважительно. Его ведь ни разу не экранизировали близко к тексту, сохранив, например, возраст героев или ту внешность Анны де Бейль, которую было угодно придумать Дюма. Чем дальше, тем больше вольностей позволяют себе постановщики: один вводит в сюжет летучие корабли («Мушкетеры» Пола У.С. Андерсона, 2011), другой делает д’Артаньяна чернокожим («Три мушкетера» Билла Томаса, 2023). Видимо, всем, включая Бурбулона, кажется, что оригинал устарел. Нет, он вполне себе живой и молодой — и, чтобы убедиться в этом, достаточно его перечитать.   

Расскажите об этом друзьям!