15 июня 2023 года в прокат выходит фильм «В ожидании Дали» про Испанию 70-х и шеф-повара, который мечтает заманить в свой ресторан гениального художника. О картине рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.
Барселона, 1974 год. До смерти Франсиско Франко, жесткого диктатора, крепко держащего Испанию за хвост, осталось чуть больше года. В стране проходят акции протеста, но победа, как правило, оказывается на стороне полиции. Парочке протестующих, запаливших городскую администрацию, требуется срочно скрыться, — и они отправляются в приморский городок Кадакес. А вместе с ними едет брат одного из поджигателей, человек в политическом смысле спокойный, очень хороший кулинар, который понял, что на барселонских кухнях ему счастья не добиться — надо открывать свой ресторан с нуля, лучше в провинции, и там творить-выдумывать-пробовать.
В Кадакесе есть средней руки ресторанчик El Surreal, где как раз можно начать экспериментировать. А называется он так потому, что именно в Кадакесе находится резиденция Сальвадора Дали. Он живет там почти анахоретом, лишь изредка прогуливаясь по морю на моторной лодке или устраивая скромные перформансы (например, вместе с супругой вылупляется из колоссального яйца под аплодисменты загорающих). Владелец El Surreal мечтает затащить Дали к себе в гости. Он весь интерьер создал по мотивам его картин и объектов: плавленые часы, телефон с лобстером на трубке, диван в форме губ Мэй Уэст. Вот только Дали не спешит. А его жена Гала без стеснения объявляет: «Хотите, чтобы Дали к вам пришел, платите 10 000 долларов». Потом ценник вырастет до пятнадцати тысяч. Но все-таки есть шанс, слабый, призрачный, что художник согласится пообедать в El Surreal бесплатно.
Трудно не сравнивать испанский фильм «В ожидании Дали» и только что вышедший на наши экраны американский «Быть Сальвадором Дали» (который в оригинале называется Daliland, там художника блестяще сыграл Бен Кингсли). По иронии судьбы, как раз название «Страна Дали» идеально подходит испанской картине. Герои из Барселоны попадают именно что в «Далилэнд», в маленькое царство сюрреалиста, где он незримо правит. Он вроде бы ведет обычную жизнь пожилого буржуа (если не считать перформансов на пляже), но Кадакес как туристическое направление существует в основном благодаря ему: все гости мечтают на него поглазеть. Дали в Кадакесе нигде и везде. Да, в городке есть злые полицейские, гоняющие хиппи, но, если ты ведешь себя тихо, они на тебя и не взглянут, и покажется, что в этом мире нет Франко, — сплошной невидимый замок из слоновой кости, в котором живет мудрый Гудвин.
Американский «Быть Сальвадором Дали» концентрировался на личной жизни героя, на его отношениях с Галой, которая требовала от него зарабатывать как можно больше денег и нагло изменяла ему с красивыми мальчиками. Стоило специально посмотреть эту картину, чтобы понять, насколько все это неинтересно. Дали-человек всегда со страшной силой проигрывал Дали-художнику, Дали-легенде, Дали-шутнику, испытывающему реальность на прочность. По-настоящему он существовал, когда водил муравьеда на поводке по парижским улицам, когда скакал на швабре с саблей в руке перед изумленным Арамом Хачатуряном, когда рисовал безумные декорации для фильма Хичкока, когда зарисовывал собственные сны, когда писал книгу «Искусство пука», когда щеголял самыми дикими костюмами. Мэри Хэррон, автор «Быть Сальвадором Дали», в упор этого не понимает. Давид Пужоль, автор «В ожидании Дали», напротив, понимает очень четко (и не случайно именно его картина получила официальное одобрение фонда Гала-Дали).
Пужоль раньше снял документальный фильм про Фернана Адриа и его знаменитый ресторан El Bulli, расположенный на Коста-Брава совсем недалеко от Кадакеса. И сейчас второй главный герой его фильма (помимо Дали) — шеф-повар, фактически придумывающий в 1974 году молекулярную кухню. По мысли Пужоля, сюрреалистические блюда и столь же безумная обстановка — единственный способ затащить Дали в El Surreal. При этом художник, в общем-то, не подозревает, что в ресторане столь авангардно мыслящий шеф. Это просто такая магия: соответствуй Гудвину, и он к тебе потянется.
Наименее интересное в фильме Пужоля — то, что впрямую не связано ни с едой, ни с Дали, а связано с политической борьбой, с криками Make love, not war, с любовным треугольником (героиня выбирает между революционером и шеф-поваром). Но и это по-своему обаятельно: Пужоль старается воспроизвести странную атмосферу Испании 1974 года, и у него получается. Отдельным сюрпризом для российских зрителей станет хиппующая девушка по имени Леся (Варвара Бородина), то ли русская, то ли украинка: каким ветром ее занесло во франкистскую Каталонию? Но именно она в состоянии поговорить с Галой Дали (урожденной Еленой Дьяконовой) по-русски и, как минимум, заставить ее отказаться от мысли сдирать с рестораторов бешеные тыщи за визит своего мужа.