Энн Хатауэй — недостаточно злая, чтобы быть ведьмой!

Энн Хатауэй — недостаточно злая, чтобы быть ведьмой! Фото: кадр из фильма

Автор текста Денис КОРСАКОВ 

В российский прокат выходит фильм «Ведьмы» — сказка об адских зубастых существах, мечтающих уничтожать детей 

Если честно, я как-то упустил из виду: удалось Роальду Далю стать в России такой же литературной суперзвездой, как в Англии и США, или все-таки нет? В советское время книги этого веселого циника особенно не переводили, относясь к ним с опаской. Его романы и рассказы, как детские, так и взрослые, начали активно выпускать у нас только году в 2000-м. Должно быть, у нас все знают историю про «Вилли Вонку и шоколадную фабрику» — если эту сказку и не читали, то хотя бы видели фильм Тима Бертона с Джонни Деппом. Кто-то вспомнит фильм Спилберга «Большой и добрый великан», тоже снятый по сказке Даля (хотя он пользовался куда меньшим успехом). Но как обстоят дела, например, с «Ведьмами», еще одной классической далевской книгой? Российские мамы пугают ими своих детей? Этот сюжет вообще тут кому-то знаком?

Главная идея, которую проводит в этой книге Даль — что ведьмы существуют, и они — чистое зло. Они ненавидят детей — потому что дети, с их точки зрения, воняют, как собачьи какашки. Уничтожить ребенка для них — главное наслаждение. У них гигантские рты, полные острых маленьких зубов (приходится пользоваться гримом, чтобы уменьшить размер рта до принятого у людишек). Еще они носят перчатки, чтобы скрыть свои тонкие кривые когти, парики, чтобы спрятать плешивые и прыщавые головы, и специальную обувь, под которой находятся широкие прямоугольные ступни. Они регулярно собираются на шабаши, которые замаскированы под встречи «Общества против жестокого обращения с детьми». И верховодит этими тварями главная ведьма, появившаяся на свет много-много лет назад в норвежской тундре.

Действие «Ведьм» Даля частично и разворачивалось в Норвегии (потому что автор, как и маленький герой книги, был этническим норвежцем). В экранизации сказки, снятой Робертом Земекисом, герой — чернокожий мальчик, живущий в Алабаме (и для этого нет никаких причин, кроме политических — но допустим, фильму это ничуть не вредит). Свою первую ведьму он встречает в магазине — она протягивает ему леденец, и только чудо останавливает ребенка от того, чтобы этот леденец съесть (последствия были бы чудовищными). Его бабушку эта ведьма проклинает, награждая хроническим кашлем. Но, по счастью, бабушка (Октавия Спенсер) — та еще знахарка, с юности знакомая с магией вуду и все-все-все знающая про ведьм. Схватив внука под мышку, она бежит прятаться с ним в роскошный отель на берегу моря. Увы, она не знает, что именно в этом отеле ведьмы назначили очередную встречу, и председательствовать на ней будет та самая норвежская сатана (Энн Хэтауэй).

Этот фильм делали три великих режиссера современности. Гильермо дель Торо стал сопродюсером и соавтором сценария. Альфонсо Куарон — сопродюсером. И Земекис — соавтором сценария, сопродюсером и режиссером. Они все лауреаты «Оскара», как и исполнительницы главных ролей, что могло пойти не так?

В фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» была фраза, которую потребовала выбросить цензура: «Постарел наш королек». Это сочли намеком на Брежнева. А жаль: эта фраза могла бы войти в лексикон, стать жестокой поговоркой, очень применимой в данном, например, случае.

Роберт Земекис всегда был великим — и страшно недооцененным — автором: высоколобым критикам не нравилось, что он снимает какие-то там блокбастеры (подумаешь, «Назад в будущее», чай, не Антониони). Но при этом даже в его поздних лентах есть секунды чистого, чистейшего кинематографа (а ради них кино и существует): я до смерти не забуду сцену на аэродроме в финале «Союзников» или отдельные кадры в «Экипаже». А его «Прогулка» мне и вовсе кажется одним из лучших американских фильмов 2010-х годов.

Но ему 68 лет, он стареет, и с каждым фильмом все замедляется.

«Ведьмы» — ужасно неторопливый фильм. В этом нет ничего страшного, если речь о ностальгической и меланхолической «Прогулке», но «Ведьмы» — бодрая детская сказка, она должна быть быстрой и страшной. Бешеная энергия когда-то была одним из главных козырей Земекиса: вспомните «Назад в будущее», где Марти МакФлай каждую секунду попадал в переделки, из которых невозможно было выбраться, а когда выбирался — понимал, что сейчас столкнется еще с худшей напастью. Это был ритм, невероятный зажигательный ритм. И вот он «Ведьмам» очень нужен — и его в них нет.

Человек собирает в кадре шабаш ведьм — но ни у одной из них, кроме Хэтауэй, нет ни лица, ни характера, ни каких-то примечательных зловещих черт: тупая, унылая массовка. Что же до самой Хэтауэй, это одновременно одна из самых впечатляющих ролей и один из главных ее провалов за всю ее карьеру. То есть выглядит она ошеломительно, правда очень жутко. Когда ее рот разъезжается, обнажая зубы — это невозможно забыть; все, что касается грима и спецэффектов, выше всяких похвал. Но актерская игра — это не только грим. И всякий раз, когда Хэтауэй пытается преодолеть свою актерскую природу лани и изобразить самую злобную на свете злодейку, начинается погорелый театр. (Достаточно мысленно представить на ее месте Тильду Суинтон или Шарлиз Терон, актрис, изначально ничего не имеющих против макабра, виртуозно освоивших образы по-настоящему злых женщин, и даже плохое английское произношение способных превратить в невероятное шоу, а не вот в эту бешеную фальшь).

Это не то чтобы провал, не катастрофа. В конце концов, секунды чистого кино есть и здесь. На сравнительном коронавирусном безрыбье можно посмотреть и это кино. Но только все время, пока его смотришь, придумываешь за Земекиса другое кино, которое он бы снял на 20 лет раньше.

ТАКЖЕ В ПРОКАТЕ

«Крестная мама»

Режиссер: Жан-Поль Саломе
В ролях: Изабель Юппер, Ипполит Жирардо

Если уж говорить о возрасте, ведущая актриса французского кино Изабель Юппер — почти ровесница Земекиса, ей 67 лет. Но никогда в жизни ей этого возраста не дашь: она выглядит максимум на 45, а в определенных сценах, как следует накрасившись — и на все 27. Отнесем это на счет чуда и обратимся к сюжету.

А он сводится к тому, что героиня Юппер, в совершенстве знающая арабский и работающая переводчицей прослушки в парижской полиции, узнает, что французские копы вот-вот арестуют сына ее доброй знакомой, перевозящего гигантскую партию гашиша. Она предупреждает знакомую, спасает ее сына… Ну, а сброшенным в укромном месте гашишем решает распорядиться самостоятельно — надевает хиджаб и притворяется арабской нарколеди. Симпатичная, хотя и не самая выдающаяся комедия. Авантюрная и очень французская, наследующая всеми любимым французским комедиям 70-х.

«Как Надя пошла за водкой»

Режиссер: Владимир Мирзоев
В ролях: Евгений Цыганов, Евгения Соляных, Надежда Игошина, Яна Троянова

Небольшой киноэксперимент театрального режиссера Мирзоева: история про двух совершенно чеховских сестер, к которым в гости попадает несчастный, замученный алкоголик-москвич. Он давно и очень несчастливо женат на бабе, которую называет не иначе как Псиной, и не знает, как выкарабкаться из этого брака… Немного странное кино (и вообще не очень-то кино, честно говоря — скорее снятый на пленку этюд). Но зато Мирзоев предоставляет возможность продемонстрировать свои силы Цыганову: ни один человек, видевший этот фильм, никогда больше не будет шутить о том, что этот артист везде одинаковый.

 

Расскажите об этом друзьям!