Рецензия на фильм Вуди Аллена «Великая ирония» (2023): счастливый случай с кровавым продолжением

Рецензия на фильм Вуди Аллена «Великая ирония» (2023): счастливый случай с кровавым продолжением Кадр из фильма «Великая ирония»

28 сентября 2023 года на российские экраны выходит 50-я и, вероятно, последняя картина 87-летнего режиссера. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ написал рецензию на фильм Вуди Аллена «Великая ирония» и, к своему огорчению, не увидел в нем ничего великого.

Трейлер фильма Вуди Аллена «Великая ирония» (2023)

Сюжет

Фанни Фурнье — очаровательная молодая парижанка, работает в аукционном доме, замужем за очень богатым, не старым и симпатичным человеком. Все у нее хорошо. Но однажды на авеню Монтень она сталкивается с писателем-неудачником по имени Ален, который когда-то учился с ней в школе и, как выясняется, был в нее влюблен. Парень довольно липкий, отделаться от него с его восторгами («Надо же, как удачно, что мы встретились!») не получается. Потом Фанни примет его предложение вместе пообедать в парке. Начнет делиться с ним мыслями о личной жизни («Первое замужество меня научило, что счастье и брак несовместимы. Брак превращается в рутину, а должно быть что-то, чего ждешь с нетерпением»). Потом еще один обед, еще одна прогулка, потом Фанни приходит к Алену в гости и как-то почти незаметно оказывается у него в постели.

А муж Фанни, Жан Фурнье, — умный и чувствительный, сразу понимает по ее поведению: что-то не так. С виду преуспевающий буржуа, он не так прост: его компаньон несколько лет назад исчез при загадочных обстоятельствах, вроде бы утонул (мы сразу догадываемся, что он погиб, и не случайно). Никто не знает, чем занимается Жан (сам он выражается обтекаемо: «Ко мне приходят богатые люди, чтобы стать еще богаче»). У него специфические взгляды на жизнь и смерть («Этот мир не так уж хорош, и, когда кто-то умирает, мир становится лучше, — появляется больше воздуха для оставшихся в живых»). Он обращается к частному детективу, тот за 400 евро в час быстро устанавливает факт измены. И Жан, с его-то философией «меньше народу — больше кислороду», сразу принимает решение: супругу не трогать, а любовника ликвидировать.

Кадр из фильма «Великая ирония»

История съемок

Это 50-й фильм Вуди Аллена, и первый, снятый во Франции на французском языке, на французские деньги, исключительно с французскими актерами (чудесная Лу де Лааж, Мельвиль Пупо, Валери Лемерсье, Нильс Шнайдер). Добыть финансирование в США 87-летнему режиссеру теперь сложно: несколько лет назад в очередной раз всплыли абсурдные обвинения в том, что в начале 90-х Аллен якобы изнасиловал семилетнюю приемную дочь, и, хотя доказательств — ноль, он стал в Голливуде персоной нон грата. Но если смотреть «Великую иронию» (или «Счастливый случай», как фильм называется в оригинале) в дубляже, заметить принципиальную разницу между американским Алленом и французским Алленом будет сложно. На самом деле больше всего это похоже на «британского Аллена» — а именно на выдающийся «Матч-пойнт», вышедший (подумать только) 18 лет назад, или менее выдающуюся «Мечту Кассандры», снятую в 2007 году; действие обеих картин разворачивалось в Лондоне, от которого до Парижа ехать всего ничего.

Кадр из фильма «Великая ирония»

Плюсы и минусы последнего фильма Вуди Аллена

Криминальный сюжет для Аллена — повод еще раз поразмышлять о судьбе и случайностях. Собственно, именно о них весь фильм талдычат персонажи. Звучит тезис, что вся наша жизнь, то, что мы появились на свет — результат случая, и встреча героев на авеню Монтень — случай, великая ирония, и этой иронии подчинено все. Но проскальзывает, как бы контрабандой, и антитезис, что ничего случайного не бывает, а тех, кто верит в случай, надобно презирать. Аллен вроде придерживается первой версии, но отчего-то логика его фильма орет об обратном. Словно самой судьбе стало скучно, как той жене в рутинном браке, и она решила придумать игривый, элегантный, кровавый сюжет с участием нескольких парижан. По крайней мере, финальная случайность, венчающая фильм, меньше всего похожа на что-то реалистическое и правдоподобное. А больше всего — на происки той самой судьбы, в которую Аллен демонстративно не верит.

Кадр из фильма «Великая ирония»

Вообще-то будет обидно, если «Великая ирония» и правда станет финальным фильмом Вуди. Лучше бы его карьеру торжественно завершил «Дождливый день в Нью-Йорке», или «Колесо Фортуны», или даже синефильский «Фестиваль Рифкина». «Великая ирония» больше напоминает анекдот, а не притчу; такое не лишенное пикантности уголовное дело, описанное в криминальной хронике. Тот самый финал картины многим критикам кажется изящным, ну а мне — невероятно плоским, простеньким, лобовым. Особенно по меркам Вуди Аллена.

Кадр из фильма «Великая ирония»

С другой стороны, какие его годы, может, он еще снимет фильм, и не один. Было бы у меня лишних 15 миллионов долларов, дал бы ему, не задумываясь. В конце концов, столько еще европейских городов им до сих пор не освоено.

Расскажите об этом друзьям!