28 марта 2024 года в наш прокат выходит фильм Маттео Гарроне «Я — капитан». Это драма о тяжелой судьбе африканских мигрантов и одновременно — один из самых увлекательных приключенческих фильмов года. Плюсы и минусы картины рассказывает в своей рецензии наш кинообозреватель Денис Корсаков.
Двоюродным братьям Сейду и Муссе по 16 или 17 лет, они живут в столице Сенегала, Дакаре. Но мечтают жить в Европе, а точнее, в Италии: рассчитывают стать там знаменитыми музыкантами. Это кажется легко осуществимым: можно накопить несколько сотен долларов, договориться с нужными людьми, чтобы они довезли сначала до Агадеса (это в Нигере), затем до Триполи, а там уж и до Сицилии рукой подать. Правда, мать Сейду устраивает скандал, стоит сыну заикнуться о поездке, а кто-то из местных предупреждает, что мостовые Европы вымощены трупами. Но это все несущественно, и мальчики пускаются в путь.
Трупами окажется вымощена не Европа, а дорога до нее. По пустыне Сахара мигрантов везут на раздолбанном грузовике, на максимальной скорости, и когда кто-то выпадает на песок из переполненного кузова, водитель и не думает останавливаться. Деньги стремительно тают: их надо отдавать за любые услуги, например, за фальшивые паспорта граждан Мали (а потом приходится всучивать взятку пограничнику, который мгновенно догадывается, что паспорта фальшивые). Мигрантов откровенно грабят, но печальнее всего столкновение с ливийской мафией, которая пытается выжать из них по 800 долларов («Позвоните домой и скажите, чтобы вам их перевели. Просто назовите номер! Назовите номер!»), а тем, кто отказывается, орошает голые животы каплями горящей пластмассы. Мусса в этом аду потеряется, Сейду заработает несколько шрамов и доберется до Триполи, где будет пытаться отыскать брата.
Тут перечислены не все испытания и унижения, через которые пройдут герои. Но отличный итальянский режиссер Маттео Гарроне («Гоморра», «Догмэн», «Страшные сказки») не превращает фильм в каталог издевательств, которые приходится выносить несчастным африканцам. «Я — капитан» — драма, но прежде всего это приключенческий фильм, причем удивительно захватывающий; многие критики и вовсе сравнили его с предыдущей лентой Гарроне, сказкой «Пиноккио». В целом, да: это история про мальчика, у которого есть мечта, и который в финале, после страданий, путешествий и опасных приключений, добивается того, о чем грезил. По мысли режиссера, герои «Капитана» начинают путь детьми, а заканчивают мужчинами — почти так же, как деревянная кукла заканчивает его настоящим живым человеком.
Некоторых это бесит: иные критики на Венецианском кинофестивале ругали Гарроне за легкомысленность, за то, что он превращает душераздирающий и трагический (в теории) сюжет в какую-то смесь Жюля Верна с журналом National Geographic (смертоносная для мигрантов Сахара снята оператором Паоло Карнерой с большой любовью и даже с некоторым шиком, как, впрочем, и вся остальная Африка). В конце концов, мы не знаем, что ждет героев в Италии (а ждут их, скорее всего, новые проблемы, вплоть до долгого тюремного заключения). Гарроне просто не хочет об этом думать, завершая фильм ликующим возгласом. И спокойно говорит в интервью, что это «фильм Marvel, только основанный на реальных событиях».
И в Венеции его ждал триумф: ему выписали 12 (!) призов. Жюри наградило «Капитана» призом за режиссуру, безупречно подобранный исполнитель главной роли Сейду Сарр получил приз имени Марчелло Мастроянни (его дают самым многообещающим молодым артистам), плюс десять полуофициальных наград по мелочи (за лучший саундтрек, лучшую работу художника, что-то от ЮНЕСКО, и даже нечто совсем загадочное под названием «Царь Эдип»). «Капитан» был без разговоров номинирован на «Золотой глобус», «Оскар» и приз Европейской киноакадемии за лучший фильм. И это не потому, что богатые и успешные дяди остро захотели обозначить свою симпатию к обиженным судьбой африканским беднякам. Скорее, им искренне понравилось: во время просмотра было по-настоящему интересно болеть за наивного сенегальского мальчика. А в своем будущем он пускай как-нибудь сам разберется.