Позор «Оскара»: эти фильмы незаслуженно проиграли, но все равно стали великими

Позор «Оскара»: эти фильмы незаслуженно проиграли, но все равно стали великими Фото: кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Можно долго перечислять хорошие фильмы, удостоенные «Оскара». А еще дольше — великие фильмы, которым «Оскара» не досталось (и которые даже не были на него номинированы). О фильмах, незаслуженно пролетевших мимо премии, в материале нашего кинообозревателя Дениса КОРСАКОВА.

Создатели сайта-агрегатора They Shoot Pictures, Don’t They? проанализировали сотни списков лучших фильмов всех времен и вывели итоговую таблицу, в которой распределены 20430 картин.

Первая десятка выглядит так:

  1. «Гражданин Кейн» (США, 1941, режиссер Орсон Уэллс)
  2. «Головокружение» (США, 1958, реж. Альфред Хичкок)
  3. «2001: космическая Одиссея» (Великобритания, 1968, реж. Стэнли Кубрик)
  4. «Правила игры» (Франция, 1939, реж. Жан Ренуар)
  5. «Токийская история» (Япония, реж. Ясудзиро Одзу, 1953)
  6. «8 1/2» (Италия, 1963, реж. Федерико Феллини)
  7. «Крестный отец» (США, 1972, реж. Фрэнсис Форд Коппола)
  8. «Восход» (США, 1927, реж. Ф.В. Мурнау)
  9. «Искатели» (США, 1956, реж. Джон Форд)
  10. «Семь самураев» (Япония, 1954, реж. Акира Куросава)

И только два фильма из этого списка получили «Оскары» как лучший фильм года — «Восход» и «Крестный отец». «8 1/2» получили две статуэтки — за костюмы и за лучший фильм на иностранном языке. У «Гражданина Кейна» — приз за сценарий. У «Космической Одиссеи» — за спецэффекты. Все остальные либо ограничились номинациями во второстепенных категориях (костюмы, звук и т.д.), либо прошли совершенно незамеченными Киноакадемией.

Вообще список фильмов, которые вот так не удостоились (или почти не удостоились) внимания, а нынче считаются классикой на все времена, огромен. От «Персоны» Ингмара Бергмана до «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера, от «Поющих под дождем» Стэнли Донена до «Психо» Хичкока, от «В джазе только девушки» Билли Уайлдера до «Леопарда» Лукино Висконти. А список крупных режиссеров, у которых не было статуэтки за режиссуру, и вовсе огромен: это и почти все постановщики из неанглоязычных стран (те же Бергман, Феллини и Висконти, Антониони, Бюнюэль, Годар, Трюффо… имя им легион), и вполне себе англоязычные Хичкок с Кубриком. (Впрочем, последний контролировал спецэффекты для «Одиссеи» лично, и тот самый единственный «Оскар» фильма достался персонально ему).

А было и множество фильмов, которые вплотную приблизились к «Оскару». То есть их номинировали в категории «Лучший фильм года» — и они проиграли картинам, которые вскоре были забыты. Перечислим только десять.

1. «Гражданин Кейн»

Год выхода: 1941, США
Режиссер: Орсон Уэллс

Эпический оскаровский позор. Шедевр Уэллса, который то и дело занимает первые места в списках лучших фильмов ХХ века, получил девять номинаций: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший актер» и так далее. Но лишь одна из них обернулась наградой — за сценарий (об одном из его авторов, Хермане Дж. Манкевиче, Дэвид Финчер недавно снял фильм «Манк»).

А победил в том году фильм «Как зелена была моя долина», не относящийся к числу лучших произведений режиссера Джона Форда и вошедший в анналы в основном благодаря этому конфузу.

2. «Ровно в полдень»

Год выхода: 1952, США
Режиссер: Фред Циннеман

Один из величайших вестернов в истории. Шериф захолустного городка в свой последний день на работе узнает, что в город возвращается опасный преступник, когда-то отправленный им за решетку. Причем не просто возвращается, а вместе с подручными собирается ему отомстить. И почти наверняка убьет. Все вокруг в голос орут шерифу «Убирайся из города поскорее!» — но тот считает ниже своего достоинства бежать.

«Ровно в полдень» получил четыре «Оскара», но в категории «Лучший фильм» проиграл невыдающейся (зато масштабной) картине о циркачах «Величайшее шоу на Земле». Это считается одним из самых несправедливых результатов в истории «Оскаров».

3. «Таксист»

Год выхода: 1976, США
Режиссер: Мартин Скорсезе

Один из главных американских фильмов 70-х годов получил четыре номинации на «Оскар» — и ни одной статуэтки: видимо, академиков смутила жестокость картины о сходящем с ума ветеране Вьетнама. Главный приз в том году получила куда более приятная картина «Рокки» о боксере, выбивающемся из грязи в князи. Лучшим режиссером был назван середнячок Джон Эвилдсен, а Мартин Скорсезе за «Таксиста» не был даже номинирован.

Академия в принципе его не любила и не любит: в начале XXI века, когда критики в голос называли Скорсезе крупнейшим из ныне живущих американских режиссеров, у него еще не было ни одного «Оскара». Только в 2007-м ему наконец дали статуэтку за «Отступников» — как говорится, чтоб отстал. С тех пор Академия его периодически номинирует, но наград больше не выдает — недавно, например, вообще ни с чем остался его выдающийся «Ирландец».

4. «Звездные войны»

Год выхода: 1977, США
Режиссер: Джордж Лукас

С одной стороны, грех жаловаться: все-таки великая сказка Джорджа Лукаса получила шесть «Оскаров» (за костюмы, монтаж, музыку, спецэффекты, работу художника, звук и звуковые эффекты). Но была номинирована еще в четырех категориях, более важных: «Лучший фильм года», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» и «Лучший актер в роли второго плана» (Алек Гиннесс) — и тут со свистом пролетела. Победителем в том году стал фильм Вуди Аллена «Энни Холл» — хороший, кто бы спорил, но явно оказавший меньшее влияние на мировую культуру.

Это ярчайший пример того, как пренебрежительно академики относятся к «низким жанрам» — фантастике, боевикам, триллерам, и, разумеется, комедиям (которых другие академики не жаловали еще во времена Мольера). Где-то на подкорке у них сидит, что это несерьезное кино, не достойное высокой награды. Из этого правила бывают исключения (наградили же, в конце концов, «Молчание ягнят», «Властелина колец» и «Форму воды»), но в основном оно держится: желательно, чтобы победитель был как можно «солиднее» (а в идеале еще был полон Больших Идей, затрагивал Важные Вопросы, повествовал о Силе Человеческого Духа и т.д.).

5. «Апокалипсис сегодня»

Год выхода: 1979, США
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

Почти сюрреалистическое полотно о путешествии капитана Уилларда (Мартин Шин) в дебри Вьетнама, в сердце тьмы: он должен отыскать там полковника Курца (Марлон Брандо), сошедшего с ума и основавшего в джунглях свое маленькое мрачное царство. Ныне считается одним из величайших фильмов о войне в истории кинематографа. В Каннах его оценили, выписав «Золотую пальмовую ветвь». А на «Оскаре» — нет: картина получила восемь номинаций и только две статуэтки, за операторскую работу Витторио Стораро и за звук.

Триумфатором тогда стала мелодрама о тяжелом разводе супругов из Нью-Йорка «Крамер против Крамера» — хорошая, что называется, «зрительская», но на самом деле ни по каким статьям не способная конкурировать с «Апокалипсисом» (который, кстати, в упоминавшемся выше рейтинге занимает 11-е место).

6. «Бешеный бык»

Год выхода: 1980, США
Режиссер: Мартин Скорсезе

Еще один фильм, который сейчас критики единодушно причисляют к вершинам творчества Скорсезе — психологическая драма о боксере Джейке ЛаМотте. «Оскар» хотя бы достался Роберту Де Ниро, виртуозно исполнившему главную роль. А лучшим фильмом тогда назвали «Обыкновенных людей», режиссерский дебют актера Роберта Редфорда (ныне он занимает 1690-е место в рейтинге They Shoot Pictures, Don’t They?, а «Бешеный бык» — 25-е).

Заодно выяснили, что Редфорд у нас гораздо более талантливый постановщик, чем Скорсезе: приз за режиссуру тоже достался ему. (Академики очень любят голосовать за актеров, которые начинают сами ставить фильмы: не только у Редфорда, но и у Кевина Костнера, Уоррена Битти, Мела Гибсона и Клинта Иствуда актерских «Оскаров» нет, а режиссерские — есть).

7. «Тутси»

Год выхода: 1982, США
Режиссер: Сидни Поллак

Всеми любимая комедия о безработном актере, который переодевается в женское платье и становится актрисой-суперзвездой, получила 10 номинаций. И только одну награду (Джессика Лэнг была названа лучшей актрисой в роли второго плана). А победил в том году фильм Ричарда Аттенборо «Ганди» — скучный, длинный (3 часа 11 минут), зато очень серьезный. Через несколько лет кто-то из голливудских кинематографистов в сердцах сказал: «Вы хоть раз видели, как человек берет в видеопрокате фильм «Ганди»? А «Тутси» там берут без конца!»

Кстати, в тот же год номинировался «Инопланетянин» Спилберга — и тоже проиграл, ибо был фантастикой (да еще и большинство героев там были детьми, что совсем уж нереспектабельно). При этом сам постановщик «Ганди» Ричард Аттенборо считал, что именно «Инопланетянин» достоин звания лучшего фильма.

8. «Криминальное чтиво»

Год выхода: 1994, США
Режиссер: Квентин Тарантино

Один из главных фильмов 90-х годов, взорвавший представления кинематографистов о том, каким может быть кино, проиграл «Форресту Гампу» Роберта Земекиса. Тарантино и его соавтор Роджер Эйвери утешились призом за сценарий.

Потом Тарантино получил еще один «Оскар», за сценарий «Джанго освобожденного» — а режиссерского у него нет до сих пор.

9. «Мулен Руж»

Год выхода: 2001, США-Австралия
Режиссер: Баз Лурманн

Самый известный фильм автора «Ромео + Джульетты» и «Великого Гэтсби» База Лурманна — мюзикл, действие которого разворачивается в Париже начала XIX века. Сюжет заимствован из «Травиаты»: куртизанка Сатин, выступающая в «Мулен Руж», влюбляется в английского студента, но эта любовь обречена — у Сатин чахотка. Конечно, персонажи слишком много и бестолково говорят о любви, конечно, этот фильм можно было бы без ущерба сократить на полчаса — но зачем придираться: мир стал бы хуже без «Мулен Ружа».

А вот отсутствия «Игр разума» ремесленника Рона Хоуарда тот же самый мир бы, пожалуй, и не заметил бы. Тем не менее, этот фильм, в котором описано сражение математика Джона Форбса Нэша с шизофренией, обошел и «Мулен Руж», и номинировавшегося в тот же год первого «Властелина колец».

10. «Безумный Макс: дорога ярости»

Год выхода: 2015 США-Австралия
Режиссер: Джордж Миллер

Один из лучших приключенческих фильмов в истории кинематографа, два часа чистого кино. Но, увы, главное и роковое слово — «приключенческий», то есть опять недостаточно солидный. «Безумный Макс» получил 10 номинаций, выиграл в шести категориях (работа художника, костюмы, монтаж, грим, плюс две премии за звук). Но лучшим фильмом назвали драму «В центре внимания». Тема у нее была хорошая: подвиг журналистов, расследующих, как католические священники приставали к детям.

Расскажите об этом друзьям!