Звезда «Большой перемены» заболела шизофренией, а Павел из «Спортлото-82» стал инвалидом: куда пропали советские актеры одной роли

Звезда «Большой перемены» заболела шизофренией, а Павел из «Спортлото-82» стал инвалидом: куда пропали советские актеры одной роли

Как сложились судьбы актеров, которых зритель навсегда запомнил благодаря одной-двум ролям в советском кино, рассказывает Николай Герасимов.

Лина Бракните («Три толстяка», 1966)

Впервые девочка из Литвы Лина Бракните появилась на экране в 11 лет, в фильме «Девочка и эхо» по рассказу Юрия Нагибина. Сейчас его почти не помнят, но в 1964-м он собрал вполне приличную аудиторию – больше шести миллионов зрителей. И вскоре Бракните была выбрана на роль Суок в экранизации сказки Олеши «Три толстяка» из сотни претенденток.

Съемки оказались довольно сложными. В частности, потому, что кукла-двойник, изготовленная для «Толстяков», оказалась не очень удачной,  и Лине пришлось изображать механическое создание самостоятельно. Труднее всего давался немигающий взгляд – девочке заклеивали веки особой пленкой, чтоб она не моргала по 15-30 минут. Нелегко пришлось и с тигром: Бракните долго не могла забыть, как расшалившееся животное, дождавшись, когда девочка повернется к нему спиной, решило положить ей лапы на плечи. Приходить в себя после этого эпизода Лине пришлось полчаса. «На съемках у режиссера Алексея Баталова не всегда сладко приходилось. Но мы на него не обижались. Он был настоящий вулкан, мог взорваться в любую минуту, если что-то ему не нравилось. Ни актерам, ни себе поблажек не давал» – говорила она в одном редких интервью.

Славы к Бракните пришла незамедлительно – фокус в том, что девушка не особо ее жаждала. Впереди у нее был фильм «Дубравка» и пара проходных лент. И все. В 20 лет она покинула кинематограф. Говорила, что просто «пресытилась профессией».

«Честно говорю: есть люди, которые с рождения мечтают стать актерами. Я же никогда не хотела. Ну, в детстве с подружкой рассматривали киножурналы… В общем, как все девчонки. А к выпускному классу решила: в кино не останусь, хотя предложений было много… Поступила на исторический факультет Вильнюсского университета. Вышла замуж студенткой за студента, родила дочь и… 20 лет проработала библиотекарем в институте истории», – вспоминала она в давнишнем интервью «КП». Сейчас она живет в Литве (ее фамилия теперь Пакнене), много читает на русском, но говорит уже с небольшим акцентом.

Наталья Богунова («Большая перемена», 1973)

1973 год стал для 25-летней Натальи Богуновой звездным: тогда она сыграла Светлану Афанасьевну, самую обаятельную и привлекательную героиню «Большой перемены». И тогда же сыграла свою последнюю главную роль в кино — в сказке «Умные вещи». Потом карьера не сложилась. Немногие фильмы с ее участием («Какая у вас улыбка», «День приезда — день отъезда») вряд ли с ходу вспомнят даже историки кино.

Впрочем, она много лет играла в театре имени Моссовета. Из театра ее впервые и увезли в психиатрическую больницу. Рассказывают, что ей поставили диагноз «шизофрения». В больницу она потом ложилась неоднократно. Своим коллегам-актрисам жаловалась: «Ты не представляешь, у меня такие странные вещи происходят: когда я ухожу из дома, кто-то входит в квартиру. У меня все время убывают пудра, духи. Ты мне должна сказать: куда мне с этим обращаться? В милиции никто не слушает».

Первым ее мужем был будущий режиссер Александр Стефанович, но этот юношеский, студенческий брак довольно быстро распался, а потом Богунова замуж так и не вышла. В 2010 году при неясных обстоятельствах погибла, выпав из окна, ее мать. Состояние Богуновой после этого ухудшилось. В 2016 году она в одиночестве поехала отдыхать на Крит и там скончалась от инфаркта.

Елена Метелкина («Через тернии к звездам», 1981)

Роль, которая прославила Елену Метелкину на весь СССР — бритая наголо инопланетянка Нийя в фантастическом фильме Ричарда Викторова, автора «Москва-Кассиопея» и «Отроков во Вселенной». Через несколько лет она сыграла еще одну «нездешнюю» женщину — сотрудницу Института времени Полину, на несколько минут прибывающую в 1984 год из 2084-го в последней серии «Гостьи из будущего». В общем-то, это и все ее заметные кинороли.

Елена не была профессиональной актрисой: после школы она сначала работала библиотекарем, а потом манекенщицей — показывала одежду в ГУМе, фотографировалась для модных журналов. Именно там ее фотографию и увидели ассистенты Викторова, уже сбившиеся с ног в поисках актрисы с «инопланетной» внешностью (говорят, в одной московской газете даже была опубликована заметка-объявление с заголовком «Вы знаете инопланетянку?» — но и с ее помощью девушку с «неземным» лицом найти не удалось). Елена же, с ее огромными глазами подошла идеально.

https://youtu.be/cOJzZljy6fQ

В 90-е она устроилась секретаршей к бизнесмену Ивану Кивелиди, которого в 1995 году убили, обработав телефонную трубку ядом. Это было одно из самых громких уголовных дел 90-х. Другая секретарша Кивелиди тоже погибла от яда, а Метелкина спаслась, потому что в этот момент ее не было на работе. Потом она говорила, что ее «Бог уберег». Сейчас ей 67 лет, у нее есть 35-летний сын.

Альгис Арлаускас, Светлана Аманова и Денис Кмит («Спортлото-82», 1982)

Комедия Леонида Гайдая в 1982 году стала лидером проката, ее посмотрело 55 миллионов человек. Но ни один из исполнителей главных ролей не стал так же популярен, как Александр Демьяненко после роли Шурика или Наталья Варлей после роли «кавказской пленницы».

Альгис Арлаускас (чей герой, Костя, в сущности, был вариантом Шурика, толко темноволосым) снимался в советском кино совсем немного. Подростком он играл в «Юнге Северного флота», исполнил роль второго плана в музыкальном телефильме «Берегите женщин» (и женился на красавице Марине Шиманской, игравшей там главную роль)… А  начале 90-х уехал в Испанию. Дело в том, что по национальности он наполовину литовец, а наполовину испанец — мать приехала в СССР в числе «испанских детей», которых вывезли в 30-е, во время гражданской войны в стране. И, как говорил Арлаускас в интервью «Экспресс-газете», «в семье всегда была цель рано или поздно вернуться на ее родину». Вместе с Шиманской они открыли актерскую школу в Бильбао, в 2016 году развелись, но продолжили работать вместе. Сейчас Арлаускас периодически снимается то в испанских, то в российских сериалах, а также периодически снимает фильмы как режиссер.

У Светланы Амановой, которая была студенткой четвертого курса, когда ее выбрал на главную роль Гайдай, актерская судьба в России сложилась успешнее: в 2006 году ей присвоили звание Народной артистки РФ. Однако главным в ее жизни стало не кино, а Малый театр. В интервью «Экспресс-газете» она вспоминала: «Когда меня приняли в труппу, поначалу у меня было много вводов в спектакли. Я не верила своему счастью, что выхожу на сцену с великими мастерами — Царевым, Ильинским, Нифонтовой, Самойловым. На меня ставили спектакли, со мной хотели работать режиссеры. И когда возникали предложения сниматься с длительными экспедициями, я не могла себе этого позволить, боялась потерять роли в театре». В кино она снималась эпизодически: например, в начале 90-х неожиданно вышел на связь Михаил Кокшенов, снимавшийся с ней в «Спортлото-82», и предложил роль в комедии «Русский бизнес». Светлана согласилась. Еще были роли в сериалах («Бедная Настя», «Спас под березами», «Маргоша», недавняя «Анна Каренина» Карена Шахназарова…) Но, конечно, в основном кинозрители помнят ее по гайдаевскому хиту.

А вот у Дениса Кмита, сыгравшего Павла, судьба сложилась трагически. Вскоре после съемок он получил тяжелую травму позвоночника, сорвавшись со второго этажа, и стал инвалидом, прикованным к креслу-каталке. Он занимался живописью, бизнесом, писал стихи, сценарии. В кино после травмы снялся только дважды. И скончался летом 2019 года.

Игорь Кеблушек («Принцесса цирка», 1982)

Вообще-то Светлана Дружинина собиралась пригласить на роль Мистера Икс в экранизации оперетты Имре Кальмана артиста балета Мариса Лиепу. Пришла в Большой театр на балет «Спартак» с его участием. Во время антракта пошла в буфет — и заметила в очереди красивого парня. «Она прохаживалась вокруг и внимательно меня рассматривала. Было сложно не реагировать на ее пронзительный взгляд» — вспоминал он потом. В конце концов Дружинина заговорила с ним и предложила прийти на пробы.

Оказалось, парня зовут Игорь Кеблушек, по национальности он наполовину словак, наполовину русский — его родители познакомились в МГИМО. И там же он учится сейчас сам на дипломата. Детство он провел в Чехословакии, об актерской карьере никогда не мечтал, но готов рискнуть. (Игорь потом для верности посоветовался с отцом — тот сказал: «Не каждый актер может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актером!») На пробах ему пришлось целоваться с красивой девушкой — ему понравилось… Правда, говорят, Дружининой пришлось сражаться за Игоря, аки львице: на «Мосфильме» очень сомневались, что никому не известный непрофессионал сможет «вытянуть» фильм. Режиссер придумала легенду, что он прибалт — потому что если бы стало известно, что Игорь ко всему прочему еще и иностранец, его бы точно не утвердили.

Сниматься было трудно, потому что параллельно Игорь сдавал экзамены за четвертый курс. И возиться с непрофессионалом Дружининой пришлось, конечно, больше, чем с выпускником театрального училища или ВГИКа. Говорит в фильме за него другой актер, поет другой, трюки исполняет третий. Но цели своей режиссер добилась: зрительницы, увидев Кеблушека на экране, просто обезумели от восторга. Фанатки не давали прохода Игорю — ему пришлось, как он говорил в интервью, «сбежать из общежития», чтобы подготовиться к госэкзаменам. Ну, а потом он вернулся в Прагу, где фильм Дружининой никто не видел — и стал работать по специальности. Сейчас живет вполне счастливо — женат, отец троих детей.

Но в СССР его долго не могли забыть: в 1989 году, через много лет после выхода «Принцессы цирка», он все еще входил, согласно опросу «Советского экрана», в список самых популярных советских актеров! Да и сейчас в интернете есть неофициальный сайт, посвященный ему, где собрана куча его интервью разных лет.

Анастасия Иванова («Не могу сказать «прощай», 1982)

Мелодрама, снятая режиссером Борисом Дуровым, не стала таким же суперхитом, как его «Пираты ХХ века». Но все-таки историю о простой, скромной девушке, ухаживающей за когда-то отвергнувшим ее красавцем после того, как он становится инвалидом, посмотрело больше 30 миллионов человек. И если исполнитель главной роли Сергей Варчук после этого сыграл еще десятки ролей в кино, то у его партнерши Анастасии Ивановой ролей всего пять. И жуткая судьба.

С кино ей не везло — например, в последний момент ушла роль в фильме «Батальоны просят огня», где Иванова очень хотела сниматься. Она сконцентрировалась на работе в театре и на семье (ее мужем был актер Борис Невзоров). А 3 июня 1993 года, когда ей было всего 34 года, ее убили в ее собственной квартире (мужа в этот момент не было в доме). Потом выяснилось, что ее зарезал знакомый, который до того уже убил одну актрису и отсидел за это десять лет (Иванова об этом и не подозревала). Но к суду его привлечь не успели: он сам погиб. Говорят, его зарезал сын его любовницы, когда защищал от него мать…

Ирина Чериченко («Завтра была война», 1987)

Дипломный фильм Юрия Кара по сценарию Бориса Васильева был снят на мизерном бюджете. Но в 1987-м, во время перестройки, стал просто бомбой: во-первых, в нем открыто говорили о сталинских репрессиях, во-вторых, в нем были по-настоящему выдающиеся актерские работы Нины Руслановой, Веры Алентовой, Сергея Никоненко. И молодых актрис — Юлии Тарховой, Натальи Негоды, Ирины Чериченко. Последней досталась ключевая роль Искры Поляковой, честной комсомолки, считающей Есенина «упадочническим» поэтом.

https://youtu.be/t64F3Zvl1T4

Слава была мгновенной и огромной. Но потом начались 90-е, когда сниматься в кино было особо негде. И к тому же Ирина искала себя. Девять месяцев прожила в монастыре — но там ее преследовали сны о театре. Вернувшись в Москву, начала работать в театре — но тут появился шанс поехать работать в Испанию. В Испании случайно ввязалась в неприятную криминальную историю (за гонорар в 50 долларов возила каких-то уругвайцев в Барселону или Мадрид, а они оказались наркоторговцами) и три дня провела за решеткой; потом вернулась в Москву, занялась бизнесом, стала представительницей иностранной компании, торговавшей продуктами… А в 2000-е постепенно начала возвращаться в профессию. На ее счету сейчас — десятки ролей в сериалах (в основном, правда, не самых нашумевших — но она снималась и в «Моей прекрасной няне», и в «Ранетках», и в «Полицейском с Рублевки»). В 2020-м ей было присвоено звание заслуженной артистки России.

Игорь Красавин («Не покидай…», 1989)

История, чем-то напоминающая историю Игоря Кеблушека: Игорь Красавин получил роль в сказке «Не покидай…» после того, как его случайно встретил режиссер. Леонид Нечаев, автор знаменитых фильмов «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», вспоминал: «Я ехал в вагоне метро и вдруг увидел такого фактурного парня. Начал смотреть на него. Вдруг вижу, что он краснеет! Меня это так умилило. Потом я к нему подошел и предложил сниматься».

Музыкальная сказка о волшебном королевстве, принце и принцессе пользовалась большой популярностью в 1989-м. И была, увы, стремительно забыта: уже в 90-е ее почти не показывали по телевизору. Впрочем, те женщины, чье детство или юность пришлись на 1989-й, и ее, и красавца Игоря прекрасно помнят. Недаром в 1990-м он вошел в число пяти самых популярных актеров страны по опросу «Советского экрана» (вместе с ним там оказались Виктор Цой, сыгравший в фильме «Игла», и трое «гардемаринов» — Дмитрий Харатьян, Сергей Жигунов, Владимир Шевельков).

Но тот же Нечаев в интервью добавлял: «Игорь все-таки не актер. Когда я его привел и начались первые съемки, он был какой-то абсолютно деревянный… А потом, по сценарию, он взял в руки гитару и почувствовал-таки себя, наверное, настоящим принцем. Ну и присутствие на площадке таких актеров, как Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов, Вячеслав Невинный, как-то его раскрепостило. Его ведь все очень любили на съемочной площадке и относились к нему очень нежно и трепетно. Но я считаю, что Игорь, не связав свою судьбу с актерской стезей, поступил правильно. После премьеры фильма в 1989 году ему поступало очень много предложений от других режиссеров, но он всегда отказывался. Наверное, ему не хотелось повторяться. Этого чувства здравого смысла и собственного достоинства часто не хватает некоторым представителям нашей киношной братии».

Игорь Красавин, увы, прожил недолгую жизнь. Он окончил Белорусский политехнический институт, работал в строительной компании, женился, стал отцом дочери… А в 2009 году  скончался — разорвалась аневризма в головном мозге. Ему было всего 38 лет.

Пирет Мянгел («Сердца трех», 1992)

Та, Что Грезит — одна из героинь романа Джека Лондона, колдунья, умеющая читать мысли и предсказывать будущее. В ее глазах, «казалось, светился весь мир — все миры». В фильме 1992 года ее сыграла эстонка Пирет Мянгел, выбранная за «марсианскую» внешность. В ее фильмографии, кроме «Сердец трех», значится лишь один фильм — вышедший за несколько лет до того «Человек с бульвара Капуцинов», где она снималась в эпизоде.

Девушка эта примерно так же загадочна, как и ее героиня. Второй режиссер отыскала ее в Таллине, где она училась в театральной школе. А после съемок она буквально исчезла. Постановщик Владимир Попков хотел пригласить ее в свой следующий проект «Графиня де Монсоро» — но просто не смог найти.

Актер Рафаэль Котанджян, игравший в фильме главного злодея, вспоминал, как говорил с ней на съемках и сказал, что фамилия Мянгел чем-то напоминает фамилию нацистского душегуба доктора Менгеле. И девушка внезапно ответила: «А это мой двоюродный дядюшка». Правда это или нет? Пирет пытались разыскать многие журналисты и съемочные группы, но терпели фиаско. Говорят, что она вышла замуж за состоятельного итальянца, уехала к нему на родину и даже входила одно время в архитектурный совет Венеции.

https://youtu.be/tNn-S4eT78w
Расскажите об этом друзьям!