В начале декабря 2023 года в российский пиратский кинопрокат вышла эпическая картина знаменитого британского режиссера Ридли Скотта «Наполеон» про человека, покорившего почти всю Европу, но не сумевшего влюбить в себя собственную жену. По крайней мере, именно такой история Бонапарта выглядит на экране. Кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ пришел в восторг от батальных сцен и в некоторый ужас от всего остального.
«Наполеон» Ридли Скотта — потрясающее зрелище. Это почти три часа роскошных битв, замечательно сшитых костюмов, исторических интерьеров, экзотических пейзажей, но прежде всего, снова и снова — битв, битв, битв. Тулон, Аустерлиц, Бородино, Ватерлоо — все снято в кровавых подробностях и с огромной любовью.
Больше в «Наполеоне» нет ничего хорошего. Полное ощущение, что к Ридли Скотту пришли люди со стриминга Apple и сказали: «Ридли! Нам нужно большое кино, вот тебе 200 миллионов долларов, сними про Наполеона Бонапарта. У Стэнли Кубрика не получилось, а у тебя получится». Ну, он и снял, как умел. Умеет Ридли Скотт, конечно, многое, но за тонкого психолога, глубоко знающего европейскую историю, его никто никогда не считал.
«Наполеон — человек, который всегда меня завораживал. Он пришел из ниоткуда, чтобы править всем — и все это время он вел романтическую войну со своей женой-изменщицей Жозефиной. Он завоевал мир в попытках завоевать ее любовь, а когда не получилось, продолжал его завоевывать, чтобы ее погубить, и в процессе разрушил сам себя». «Завоевал мир в попытках завоевать ее любовь!» Трудно поверить, но именно с этими словами (апофеозом пошлости, от которого академика Евгения Тарле, например, попросту бы стошнило) Скотт и приступал к съемкам фильма. Именно таким у него все и получилось.
Фильм начинается с казни на гильотине Марии Антуанетты; молодой офицер Наполеон, наблюдая за этим, морщится и явно думает «Мы пойдем другим путем». Очень скоро ему предоставляется шанс победить при Тулоне, — и он побеждает, потому умнее всех и сразу, даже не задумываясь, понимает, как выиграть ту или иную битву. Вскоре на гильотину отправляется и Робеспьер, террор заканчивается, а Наполеон встречает Жозефину Богарне, несчастную вдову, которой самой едва не отрубили голову. Недолго думая, Жозефина предлагает Бонапарту себя, буквально раздвигая ноги и демонстрируя то, что между ними, но счастья в этом браке не находит, потому что Наполеон толстый (это проговаривается открытым текстом) и к тому же отвратительный любовник. И, пока будущий император с чем-то там возится в Египте, Жозефина изменяет ему с не таким толстым офицером. Бонапарту об этом доносят прямо в Египет, он все бросает и в расстроенных чувствах несется в Париж. Там проводит воспитательную беседу с женой, после чего она оставляет своих офицериков и коронуется в качестве императрицы.
На экране эпизоды из жизни Бонапарта сменяются стремительно. За два с половиной часа обо всех подвигах Наполеона рассказать невозможно, одни только Бородино или Аустерлиц за это время и то не освоишь. Но Ридли Скотту непременно хочется умять в свой фильм сразу все, — поэтому сюжет несется галопом. Наполеон прыгает в постель к жене, чтобы тут же из нее выпрыгнуть и нестись, например, в Россию, пробежаться по Кремлю, изумленно воскликнуть «А где все?» и в следующем кадре проснуться от зарева московского пожара. В ходе российской кампании погибло 460 000 человек, Великая армия была практически уничтожена, но на экране это сводится к демонстрации пары французиков с обмороженными носами. Некогда, некогда. Вся биография изложена пунктирно, и охватывает досада, когда Скотт отвлекается от того, что у него получается лучше всего (от битв) ради того, что у него получается хуже всего (отношения с Жозефиной, с которой Наполеону пришлось развестись, чтобы жениться на эпизодической Марии-Луизе — та, в отличие от предыдущей и по-настоящему любимой супруги, смогла родить ему здорового наследничка).
Разводя на экране натуральный телеканал «Домашний», Скотт неизбежно упрощает и своих героев. Хоакин Феникс и Ванесса Кирби, кто бы спорил, талантливые актеры, но первый играет человека, которого волна удачи несет от победы к победе (пока интеллект необъяснимым образом не начинает ему изменять), а вторая — просто какую-то туповатую особу женского пола, которая хочет получше устроиться в жизни (право, Жозефина не была светочем мысли, но и настолько унылой самкой не была тоже!)
При этом Скотт допускает массу исторических неточностей, которые взбесили французских кинокритиков, — в Париже «Наполеона» буквально подняли на вилы. Наполеон не присутствовал при казни Марии Антуанетты. Он не отдавал приказа стрелять по пирамидам Гизы, когда был в Египте. Он вернулся с Эльбы не ради того, чтобы повидаться с Жозефиной, в реальности умершей задолго до этого (не поверите, но у Скотта возможность встретиться с бывшей женой — главная причина возвращения Наполеона во Францию). Но Скотту все это кажется неважным. Его на самом деле даже не интересует, каким именно образом Наполеон выигрывал битвы, ему интересно самому играть в солдатиков, выстраивая одну картинку эффектнее другой.
И эти картинки очень впечатляют. Хочется верить, что когда на Apple выйдет полная, четырехчасовая версия «Наполеона», их будет еще больше. Но вряд ли во всех остальных отношениях «Наполеон» станет хоть немного лучше. Он все равно будет слишком коротким и слишком простым фильмом про солдафона, которому свезло на поле брани, да не свезло в любви. Честное слово, несчастный император заслуживал куда большего.