В июле 2025 года в российский пиратский прокат вышел фильм «Мир Юрского периода: Возрождение». Это очередная лента из популярного киносериала о доисторических чудовищах. Теперь то за ними, то от них бегают двукратный лауреат «Оскара» Махершала Али и двукратная номинантка на высшую американскую кинопремию Скарлетт Йоханссон. Любовался на эту феерию кинообозреватель «КП» Денис Корсаков.
Динозавры — это не актуально. Как говорит один персонаж фильма, действие которого разворачивается в альтернативном 2027 году, «пять лет назад в посвященный динозаврам музей стояли многочасовые очереди, причем не все попадали, а теперь здесь пустота, и всем наплевать». Ни скелеты доисторических ящеров, ни они сами, клонированные три с лишним десятилетия назад, больше никого не волнуют: к ним привыкли. Монстры, сбежавшие из парка аттракционов «Мир Юрского периода», обосновались в нескольких регионах на экваторе, «потому что там климат примерно такой же, как 60 миллионов лет назад»; люди туда не ездят, а динозавры свои резервации не покидают, и все спокойны.
Но одной фармацевтической корпорации потребовались образцы крови трех видов чудовищ, чтобы создать лекарство от ишемической болезни сердца. (Видите ли, у оживших ископаемых сердца большие и здоровые, а живут они до ста лет, и через компоненты крови все это обязательно передастся людям, так что «десятки, десятки миллионов жизней будут спасены!») Причем так удачно вышло, что один вид ящеров (мозазавр) плавает, второй (титанозавр) ходит по суше, а третий (кетцалькоатль) летает и гнездится в скалах, то есть зритель сразу начинает предвкушать разнообразие монстров, которое его ждет на земле, в небесах и на море. К тому же в прологе ему показали, как генетики опрометчиво создали в лаборатории динозавра-урода под названием «дистортус рекс», и он сожрал одного зазевавшегося ученого (этот дистортус вновь появится в финале картины, как бы на сладкое).
Короче, на экватор за динозавровой кровью отправляются алчный капиталист из фармацевтической фирмы (Руперт Френд), бывший агент спецназа (Скарлетт Йоханссон), ученый-очкарик (Джонатан Бэйли) и капитан небольшого корабля (Махершала Али). Плюс еще несколько второстепенных персонажей, откровенно предназначенных динозаврам на корм (об этом ты догадываешься с самого начала — кем-то надо жертвовать, и не будут же кетцалькоатли по ходу пьесы питаться Скарлетт Йоханссон). К компании в какой-то момент присоединяется экипаж маленькой лодки: папа, две дочки (одна лет десяти, другая — восемнадцати) и бойфренд той, которая постарше, редкостный раздолбай. Бойфренд тоже кажется обреченным на съедение, но в самый опасный момент оказывается хорошим и добрым парнем, чем и обеспечивает себе безопасность.
Скарлетт Йоханссон, как сейчас выясняется, давно была фанаткой и трилогии «Парк Юрского периода» (1993, 1997, 2001), и трилогии «Мир Юрского периода» (2015, 2018, 2022), мечтала присоседиться к динозаврам, дергала своего агента чуть ли не со словами «Ну предложи им меня!», и лишь сейчас ее мечта сбылась. Однако, похоже, она — единственная, кто относился к этому проекту с энтузиазмом. Уж точно продюсер Стивен Спилберг и сценарист Дэвид Кепп не пылали вдохновением, когда с ровным дыханием и холодными носами продолжили начатое 33 года назад (в 1992-м Кепп адаптировал для экрана роман Майкла Крайтона, а Спилберг сделал из его продукта «Парк Юрского периода», и он стал самым кассовым фильмом в истории кино).
Слово «продукт» здесь, безусловно, самое подходящее. «Мир Юрского периода: Возрождение» — очень ровный, гладкий, профессионально сделанный фильм, авторы которого знают: он не принесет им ни славы, ни бурных восторгов публики, ни радости — ничего, кроме денег. Там есть две сцены, в которой актерам более или менее есть, что играть: когда Йоханссон и Али вспоминают людей, которых любили и потеряли, и когда рыбак слегка препирается с дочкиным бойфрендом. Это так называемая «человечинка», и опытный кинодраматург Кепп вписывает ее в сценарий, словно добавляя лимон в кофе: ну да, все пришли смотреть на то, как динозавры едят людей, но приличия требуют какого-никакого психологизма, чтобы персонажи казались не такими картонными… в общем, кофе без лимона в этом заведении не подают.
Поставил «Возрождение» британец Гарет Эдвардс. Он 15 лет назад дебютировал микробюджетным фильмом «Монстры» про инопланетных чудовищ, попавших на Землю и начавших там размножаться. Ему тут же подсунули проект «Годзилла» — про монстров, вылезших откуда-то из бездн на поверхность Земли и начавших там размножаться. Он пытался свернуть с этого пути, снял хороший фильм «Изгой один» из нового киносериала про звездные войны и очень любопытный авторский фантастический фильм «Создатель», но на первом возникли проблемы с продюсерами (и доделывал картину другой режиссер), а второй провалился в прокате. И теперь Эдвардс снова снимает кино про больших и странных существ, которые в середине фильма начинают размножаться.
Еще раз: это высокопрофессиональная работа. Мозазавры переворачивают лодки, титанозавры крутят своими абсурдно длинными хвостами, кетцалькоатли щелкают клювами, дистортус (похожий на монстра из финала «Чужого» Жан-Пьера Жене) жует человека (конечно, самого плохого из предъявленных на экране). Смотреть на это — не худший способ убить два часа. Вот только в прокате фильм не совсем оправдывает надежды: десять лет назад «Мир Юрского периода» с полпинка собрал в прокате полтора миллиарда долларов, а новый фильм пока показывает худшие результаты из всей франшизы. Видимо, динозавры просто начали надоедать публике. Они и правда уже не очень-то актуальны.