В категории «Лучший международный фильм» киноакадемики предпочли «Дорогим товарищам» Кончаловского датскую трагикомедию про начинающего алкоголика. О номинантах на премию Оскар в 2021 году рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ
То, что «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского не попали в пятерку номинантов на премию Оскар 2021, многих расстроит (хотя отдельных критиков, оказавшихся после просмотра в состоянии крайнего раздражения, наверное, слегка обрадует). В любом случае, своего пятого «Оскара» России в этом году не видать. Зато почти наверняка повезет Дании: трагикомедия Томаса Винтерберга «Еще по одной» про друзей, пытающихся побороть тяжелый кризис среднего возраста с помощью алкогольной терапии, разбередила души множеству зрителей. Сам Винтерберг, бывшая звезда авангардного кинодвижения «Догма-95» и создатель недавнего посредственного фильма о подлодке «Курск», сейчас еще и неожиданно номинирован в категории «Лучший режиссер». Ему ничего там не светит, конечно, но это явный знак, что в «международной» категории «Еще по одной» являются фаворитом.
Что же касается самой главной категории, «Лучший фильм года», каких-то грандиозных сюрпризов нет. Логично ставить на «Землю кочевников», элегическую картину Хлои Чжао о пожилых людях, потерявших работу и живущих теперь в дороге, на колесах, находящих себе то один скромный источник дохода, то другой. Картина уже победила на фестивале в Венеции, получила главный приз — зрительских симпатий — в Торонто и собрала умопомрачительное количество наград в США от разнообразных сообществ кинокритиков. А Хлои Чжао почти наверняка назовут лучшим режиссером. Во-первых, она женщина, а во-вторых, азиатка — то есть представляет сразу две «недостаточно признанные» на «Оскаре» категорий граждан. Кажется, что с учетом текущей ситуации имя любого другого победителя в категории «Лучший режиссер» будет встречено возмущенным ревом. Ну и потом, Чжао сняла правда хороший фильм.
Во время политической лихорадки, «новой этики» и движения BLM невозможно было не заметить картину «Иуда и Черный мессия» — о лидере движения «Черные пантеры», чернокожем революционере и социалисте Фреде Хэмптоне и мелком преступнике Уильяме О’Ниле, тихонечко втирающемуся к нему в доверие по заданию «белых свиней» из ФБР. Уже по предыдущей строке понятно, и кто тут Иуда, и кто — Мессия, и чем все закончится. Некоторый идиотизм, конечно, в том, что Дэниел Калуя и Лакит Стэнфилд номинированы в категории «Лучший актер второго плана», хотя роли у обоих — главные, главнее просто не бывает. Так или иначе, Калуя пока что видится в своей «второплановой» категории главным претендентом на победу.
Очень много номинаций у трагикомедии «Минари»: речь в ней идет об иммигрантах из Кореи, которые пытаются обосноваться в провинциальной Америке. Впрочем, не факт, что Академия после прошлогоднего триумфа «Паразитов» захочет снова осыпать статуэтками кинематографистов с корейскими фамилиями: хорошенького понемножку.
«Девушка, подающая надежды» — феминистская, и потому очень актуальная история про 30-летнюю женщину с душевной травмой. Ее самую лучшую подругу и однокурсницу напоили и изнасиловали в колледже белые парни, причем сняли процесс на видео и разослали ролик другим студентам (вот потеха-то, пьяная девка потеряла над собой контроль!) После этого несчастная покончила с собой. А для героини случившееся оказалось огромным потрясением: она бросила учебу (хотя страстно мечтала стать врачом), махнула рукой на собственную жизнь (в первую очередь на личную), зато придумала себе очень специфическое увлечение. Каждую пятницу она ходит в бары, притворяется там смертельно напившейся, дожидается, когда какой-нибудь парень попытается ее склеить, увезти домой и там вступить в половую связь… И в самый ответственный момент ледяным трезвым голосом говорит ему: «Что ты, собственно говоря, делаешь?» — а потом читает лекцию о недопустимости такого поведения. А потом еще начинает конкретно и персонально мстить всем бывшим однокурсникам, замешанным в той давней омерзительной истории. Есть хорошие шансы на победу если не в режиссерской, то в сценарной категории у Эмеральд Феннелл, ранее известной как автор популярнейшего сериала «Убивая Еву». Кэри Маллиган, спродюсировавшая «Девушку, подающую надежды» и сыгравшая в ней главную роль, вполне возможно, будет названа лучшей актрисой.
Великая Фрэнсис МакДорманд («Земля кочевников») могла бы легко с ней конкурировать, но помешают ее прошлые заслуги: у нее уже есть два «Оскара», причем второй она получила совсем недавно, за «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури». Также не будем сбрасывать со счетов чернокожих Вайолу Дэвис и Андру Дэй, сыгравших двух легенд блюза, Ма Рэйни и Билли Холидэй. Да и у Ванессы Кирби, названной лучшей актрисой в Венеции за драму «Фрагменты женщины», есть небольшой, но шанс.
В мужской актерской категории, вероятно, академики захотят почтить память Чедвика Боузмана, только недавно, после «Черной Пантеры», ставшего звездой, и скончавшегося от рака в прошлом году. По крайней мере, «Золотой глобус» ему уже недавно выписали.
В категории «Лучшая актриса в роли второго плана» случилось самое смешное: номинирована актриса Гленн Клоуз, причем в восьмой (!) раз. «Оскара» у нее до сих пор нет, хотя в ее величии никто давно не сомневается. И есть шансы, что ей наконец дадут статуэтку тупо по совокупности заслуг (сколько можно мучить пожилую женщину?) А смешно то, что роль в «Элегии Хиллбилли» не относится к числу ее самых выдающихся свершений — до такой степени, что на днях ее номинировали на антиприз «Золотая малина» как худшую актрису в роли второго плана. Такие дивные совпадения — когда за одно и то же номинируют и на «Оскар», и на «Малину» — случаются крайне редко. А если Клоуз еще и выиграет и там, и там, это будет просто чистое волшебство, которое искупит все возможные разочарования от церемонии вручения «Оскаров». Она, напомним, состоится 25 апреля 2021 года в Лос-Анджелесе, и вроде бы даже в оффлайн-формате, несмотря на пандемию.
Лучший фильм
Актриса в главной роли
Актер в главной роли
Актриса в роли второго плана
Актер в роли второго плана
Лучший режиссер
Сценарий (адаптированный)
Сценарий (оригинальный)
Полнометражный мультфильм
Лучший международный фильм