Фильм «Оппенгеймер» (2023): чем хороша картина Кристофера Нолана о галлюцинациях «отца атомной бомбы»

Фильм «Оппенгеймер» (2023): чем хороша картина  Кристофера Нолана о галлюцинациях «отца атомной бомбы» Кадр из фильма «Оппенгеймер»

В наш пиратский кинопрокат наконец-то вышел (и идет при аншлагах) «Оппенгеймер», фильм самого популярного в мире режиссера Кристофера Нолана. На этот раз он отказался от фантазий ради реалистического трехчасового повествования о создателе ядерной бомбы. Но зритель готов смотреть любого Нолана — и сборы «Оппенгеймера» в мировом прокате уже превысили $920 млн. (на сегодня это самый кассовый байопик в истории кино). О картине рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ.

Трейлер фильма «Оппенгеймер» (2023)

Сюжет

16 июля 1945 года американский физик Роберт Оппенгеймер взорвал в штате Нью-Мехико первую в истории ядерную бомбу. На этот проект было угрохано два миллиарда долларов, над ним три года работали 4000 человек, был специально построен город Лос-Аламос, в котором Оппенгеймер был «отцом-основателем, мэром и шерифом в одном лице». Для Оппенгеймера атомная бомба была проектом всей жизни, его шедевром. Целью изначально было обогнать нацистов (параллельно работавших над бомбой), но крах гитлеровской Германии Оппенгеймера не остановил. В конце концов, у США оставался еще один недобитый враг, Япония. Вскоре после испытаний в Нью-Мехико раздался взрыв в Хиросиме (чтобы продемонстрировать силу нового оружия, потрясти мир огненным столбом в три километра высотой) и Нагасаки (чтобы доказать, что на одной бомбе американцы не остановятся). Японцы, готовые было сражаться до последней капли крови, оказались очень впечатлены и капитулировали (по официальной американской версии, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки оказались великим благом, ибо спасли жизни десятков тысяч солдат-янки).

Но Роберту Оппенгеймеру потом икалось. Сначала чуть-чуть, — у него еще хватало сил, чтобы произносить патетические речи («Не знаю, каковы масштабы разрушений, но японцам точно не понравилось! Жаль, что мы не смогли применить это оружие против гитлеровской Германии!»). Потом начались галлюцинации, — казалось, что он вступает ногой во что-то, похожее на обугленного, испепеленного ребенка. Потом подоспели цифры: из-за его изобретения в Японии погибло около 220 000 человек. Встретившись с президентом Трумэном, Оппенгеймер поделился с ним своими терзаниями: «Господин президент, я чувствую, что у меня руки в крови». Трумэн протянул ему носовой платок и сказал: «Людям в Хиросиме и Нагасаки наплевать, кто создал эту бомбу. Их волнует, кто ее сбросил. Я сбросил. Вы тут совершенно ни при чем». Из-за закрывающейся двери Оппенгеймер услышал: «Не пускайте больше ко мне этого плаксу».

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Режиссерская версия

Вот так история Оппенгеймера и бомбы выглядит в фильме Кристофера Нолана. В открывающем картину титре ученый впрямую сравнивается с Прометеем, который «украл огонь у богов и подарил людям; за это он был прикован к скале и обречен на вечные муки». По мысли Нолана, Оппенгеймер создал бомбу прежде всего потому, что МОГ ее сделать и не хотел упускать такого фантастического шанса; с поразительным легкомыслием относился к последствиям ее практического применения; сам участвовал в выборе двух японских городов, которые должны были быть уничтожены; в конце концов столкнулся с результатом и с головой погрузился в трясину липкого страха и отчаяния.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Нолан не был бы Ноланом, если бы рассказывал эту историю тупо и линейно. Его фильм расщепляется на три сюжетных линии. Первая — это биография Оппенгеймера, начиная с юности и до встречи с Трумэном. Вторая — слушания в 1949 году, в ходе которых Оппенгеймера обвинили в связях с коммунистами и лишили допуска к секретной работе. Третья — история его тайного врага Льюиса Штраусса, который всю жизнь мечтал стать министром торговли США, но не был в 1959 году утвержден на эту должность Сенатом, потому что вскрылись кое-какие грязные подробности его интриг против Оппенгеймера.       

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Сравнение с другими фильмами Нолана

Самым искренним, почти исповедальным фильмом Кристофера Нолана был «Престиж» — история про фокусников, которые были готовы на все, включая собственную смерть, лишь бы произвести впечатление на зрителя. Нолан и сам такой: с помощью виртуозного монтажа, громыхающей музыки, очень ярких спецэффектов и визуальных находок он всегда хотел заставить зрителя, выходящего из зала, уверовать, что ему только что показали Великий Фильм. И огромное количество людей Нолан уже убедил в том, что является крупнейшим режиссером современности («Оппенгеймер» собрал свои чудовищные деньги только за счет его имени в титрах: поставь трехчасовую картину о ядерной физике и квантовой механике любой другой режиссер, и сборы были бы крайне скромными). Нолан такой блестящий фокусник, такой ловкий рассказчик, что даже не сразу соображаешь, какой ахинеей на самом деле являются его «Интерстеллар» или «Довод», — что с научной точки зрения, что, зачастую, с точки зрения элементарных приличий.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Но «Оппенгеймер» — совсем другая история: здесь Нолан, в целом, не пытается обманывать ни зрителя, ни себя. Себя тут обманывает прежде всего сам Оппенгеймер в феноменальном исполнении Киллиана Мерфи (ирландец с легкостью держит трехчасовую картину). Он запутывается в своих женщинах, в своем мировоззрении (ему мнится, что его эксперименты — такая же часть революционного переустройства мира, как работы Пикассо, Стравинского и Фрейда), в своих попытках вести игры с серьезными и неприятными ребятами из ФБР, в своей любви к образам (наблюдая взрыв в Нью-Мехико, он шепчет слова из Бхагавадгиты: «Я — сама смерть, разрушитель миров», и эта красивая строка заслоняет для него реальные, прозаичные страдания будущих жертв его изобретения). В жизни все проще: смертью и разрушителем миров оказывается не бездушная бомба, и не страдающий от собственной трепетности Оппенгеймер, а циничный президент Трумэн, воплощение чистого холодного зла (небольшая, но изумительно сыгранная Гэри Олдменом роль).

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Образ главного героя

Далекий от мудрости нолановский Оппенгеймер очень хорошо разбирается в физике и очень плохо — в людях, доверяя предателям и невольно предавая доверившихся. Похоже, ему кажется, что выход из его неразрешимой ситуации с Хиросимой — стать гуманистом и мучеником. Но жена бросает ему: «Ты думаешь, что если дашь вывалять себя в смоле и перьях, мир простит тебя? Не простит» (простил его мир или нет — вопрос, на который у Нолана нет ответа). Оппенгеймер жестоко иронизирует над людьми, даже не подозревая, насколько мстительными и злопамятными те могут оказаться. Он не понимает, что о него в любой момент могут вытереть ноги и выбросить, причем без малейшего сожаления; что он нужен, только пока он полезен. Наконец, до поры до времени он утешает себя мыслью, что его оружие положит конец всем войнам, ибо никто не рискнет развязать полномасштабную битву с применением атомных бомб; ну что ж, пока действительно никто не рискнул, но мысли о гонке вооружений приводят бедного Оппенгеймера в ужас.

Актеры и роли

В случае с Ноланом не только зрители, но и актеры готовы выстраиваться в очередь. В «Оппенгеймере», кроме Мерфи и Олдмена, снялись Мэтт Деймон, Роберт Дауни-мл., Эмили Блант, Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кеннет Брана, Кейси Аффлек, Джейсон Кларк, Дейн Де Хаан и Рами Малек (причем последний появился в эпизоде, явно готовый сыграть у Нолана вообще любую роль, даже просто постоять в кадре на заднем плане). «Оппенгеймер» сейчас выглядит фаворитом «оскаровской» гонки, он получит множество номинаций, и, возможно, Кристофер Нолан наконец-то прижмет к груди золотую статуэтку — неважно, за режиссуру или за сценарий. И в данном случае даже те, кто терпеть его не могут, вряд ли будут сильно возражать.

Расскажите об этом друзьям!