Открытие Каннского фестиваля 2023: главные фильмы, которые вы должны увидеть

Открытие Каннского фестиваля 2023: главные фильмы, которые вы должны увидеть «Монстр». Фото: festival-cannes.com

16 мая 2023 года на Лазурном берегу открывается 76-й Каннский кинофестиваль. Наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ изучил его программу и рассказывает о вошедших в официальный конкурс картинах.

Не будем делать вид, что мы смотрели эти фильмы. Их вообще никто еще не видел, кроме отборщиков и, естественно, авторов. Каннский кинофестиваль старается держать в секрете все подробности сюжета до торжественной премьеры картины, и делится лишь кратким пересказом завязки на своем официальном сайте. Но мы собрали всю доступную информацию — и по ней видно, что фильмы подобрались достаточно любопытные; это не говоря уж о том, что на этот раз в конкурсе соревнуется много режиссеров, давно заслуживших статус живых классиков.

«Анатомия падения», реж. Жюстин Трие

«Анатомия падения». Фото: festival-cannes.com

История о супружеской паре, которая живет с сыном в горной местности. Однажды мужа находят мертвым, и обвинение предъявляют жене. Но пока что остается вопрос: было это убийство или самоубийство. Год спустя сын посещает процесс над матерью, где всесторонне изучается история ее брака…

«Астероид-сити», реж. Уэс Андерсон

Кадр из фильма «Астероид-сити»

Действие нового фильма автора «Отеля «Гранд Будапешт» и «Французского вестника» разворачивается в 50-е, в Аризоне, в городке, рядом с которым почти пять тысяч лет назад врезался в землю метеорит. Там собирается съезд юных астрономов. Судя по трейлеру, не обойдется без визита пришельцев. В ролях, как всегда у Андерсона, целая толпа звезд: помимо его постоянного и любимого актера Джейсона Шварцмана, это Скарлетт Йоханссон, Том Хэнкс, Тильда Суинтон, Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Стив Каррелл, Джеффри Райт, Эдриен Броди, Майя Хоук (дочь Итана Хоука и Умы Турман), Мэтт Диллон, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм, Марго Робби…

«Банель и Адама», реж. Рамата Тулае Си

Рассказ о молодой паре из Сенегала. Парень и девушка страстно влюблены друг в друга, но их страсть каким-то образом вступает в противоречие с местными обычаями.

«Возвращение», реж. Катрин Корсини

Женщина по имени Хедиджа работает в состоятельной парижской семье. Ей предлагают подумать о том, чтобы отправить детей отдохнуть на Корсику. Хедиджа берет туда и собственных дочерей, Джессику и Фару. И они переживают там обычные подростковые приключения — в том числе любовные. А мать тем временем все думает о печальных событиях, случившихся с ней на Корсике 15 лет назад…

«Дети Олфы» («Четыре дочери»), реж. Каутер Бен Ханья

«Дети Олфы» («Четыре дочери») Фото: festival-cannes.com

Олфа — женщина из Туниса, у нее четыре дочери. Однажды двое старших исчезают. Этот фильм — синтез документального и игрового кино: режиссер Каутер Бен Ханья приглашает в реальную семью Олфы двух профессиональных актрис, которые занимают место исчезнувших девушек, и смотрит, что получится. Таким экспериментальным образом она пытается раскрыть подробности жизни Олфы и ее дочерей.

«Зона интересов», реж. Джонатан Глейзер

Фильм по роману Мартина Эмиса рассказывает о коменданте Освенцима Рудольфе Хёссе и его супруге Хедвиг, которые пытаются жить идиллической жизнью в доме недалеко от лагеря смерти. Но в Хедвиг влюбляется немецкий офицер — племянник Бормана. Также среди ключевых персонажей — еврей, узник лагеря. Выдающийся клипмейкер и очень интересный режиссер Джонатан Глейзер говорит, что собирается совершенно по-новому взглянуть на Холокост: его фильм будет не похож на «Список Шиндлера» и другие картины о трагедии евреев.

«Идеальные дни», реж. Вим Вендерс

«Идеальные дни». Фото: festival-cannes.com

Свою новую картину классик немецкого кино Вим Вендерс снял в Японии. Герой — уборщик туалетов в Токио. Профессия не самая престижная, мягко говоря, но он всем вроде бы доволен — в свободное время читает книги, слушает музыку… А дальше, как сообщается в официальном синопсисе, «серия неожиданных встреч постепенно раскрывает детали его прошлого. Глубоко трогательное и поэтическое раздумье о том, как найти красоту в окружающей нас повседневной жизни».

«Клуб Зеро», реж. Джессика Хауснер

Второй англоязычный фильм видного австрийского режиссера и любимицы Канн Джессики Хаузнер. Миа Васиковска («Алиса в стране чудес» Тима Бертона) играет учительницу, которая поступает на работу в элитную школу. Там она начинает дружить с пятью учениками. Она проповедует культ «осознанной еды»: чем меньше ты ешь, тем лучше для здоровья. Похоже, ничем хорошим это не обернется.

«Май декабрь», реж. Тодд Хейнз

«Май декабрь». Фото: festival-cannes.com

Когда-то, много лет назад, всю Америку взбудоражила скандальная история о любовном романе между учительницей и учеником. Сейчас они женаты. А в дом к ним приезжает актриса, которая собирается сниматься в фильме об их отношениях. Она старается расковырять все подробности их совместной жизни, чтобы вжиться в роль как можно лучше. В новом фильме Тодда Хейнза снялись Джулианна Мур (которая когда-то изумительно выступила в его «Вдали от рая») и Натали Портман. 

«Молодость» («Весна»), реж. Ван Бин

Четырехчасовой документальный фильм о жизни двадцатилетних рабочих, перебравшихся из деревень поближе к Шанхаю. Живут они там в тяжелых условиях, спят зачастую на рабочем месте (или в грязных общежитиях), общаются через дозволенные в Китае мессенджеры и, несмотря на вполне сознательный возраст, ведут себя зачастую как подростки.

«Монстр», реж. Хирокадзу Корээда

Действие фильма японского режиссера (автора «Магазинных воришек», получивших «Золотую пальмовую ветвь» в 2018-м) разворачивается в идиллическом городке; среди героев — мать-одиночка, которая очень любит своего сына, школьный учитель и собственно школьники. Однажды в школе происходит драка — вроде бы обычная потасовка; но за нею следует череда событий, которые разрушат идиллию.

«Опавшие листья», реж. Аки Каурисмяки

Кадр из фильма «Опавшие листья», режиссер Аки Каурисмяки

Трагикомедия финского мэтра Аки Каурисмяки — нежданная четвертая часть того, что изначально, в 80-е и 90-е годы, планировалось как «трилогия о пролетариате» (туда входили «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики»). Название позаимствовано из классической французской песни, которую пел Ив Монтан. А герои — простые люди: Анна работает в супермаркете, а еще сортирует мусор, Холаппа — рабочий и алкоголик. Однажды ночью они встречаются в Хельсинки, и, кажется, могут быть счастливы вместе, но им судьба подстраивает козни.

«О сухих травах», реж. Нури Бильге Джейлан

«О сухих травах». Фото: festival-cannes.com

Еще один каннский любимец, турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, представляет в конкурсе трехчасовую драму о молодом учителе, который уже несколько лет работает в захолустном городке в Анатолии. Он мечтает уехать в Стамбул, но, кажется, это невозможно. Им овладевают тоска и злоба, но коллега-учительница помогает ему увидеть в жизни перспективу.

«Подстрекатель», реж. Карим Айнуз

Карим Айнуз, режиссер экзотического бразильско-алжирского происхождения, снял новый фильм в Великобритании, а главные роли сыграли Джуд Лоу и Алисия Викандер. Действие разворачивается в Англии времен Генриха VIII, а героиня — его шестая и последняя жена Екатерина Парр. Король, как известно, несколько раз порывался казнить ее, как и предыдущих своих супруг, но Екатерина сумела его пережить. Название Firebrand, кстати, можно перевести еще и как «Головешка» или «Выжженное клеймо», какой вариант предпочтительнее, узнаем после премьеры из контекста фильма.

«Похищенный», реж. Марко Беллоккьо

«Похищенный». Фото: festival-cannes.com

1858 год, еврейский квартал Болоньи. Папские солдаты силой уводят семилетнего мальчика Эдгардо из отчего дома: оказывается, во младенчестве его тайно крестила служанка, и теперь он должен воспитываться в католической вере. Родители-иудеи против, но католики не собираются возвращать им ребенка…

«Прошлое лето», реж. Катрин Брейя

Ремейк датской драмы «Королева сердец», вышедшей четыре года назад. Героиня — успешный юрист, женщина средних лет — заводит роман с собственным семнадцатилетним пасынком (точнее, сыном мужа от первого брака). Эта история может сломать ей и карьеру, и жизнь.

«Солнце будущего», реж. Нанни Моретти

Итальянец Нанни Моретти — лауреат «Золотой пальмовой ветви» за «Комнату сына», когда-то побывавший президентом каннского жюри — представляет фильм о кинорежиссере, который собирается снять фильм по рассказу Джона Чивера «Пловец». Но приступить к работе сложно: кажется, что все обстоятельства против него. Главную роль , Моретти играет сам (это часто с ним бывает).

«Старый дуб», реж. Кен Лоуч

«Старый дуб». Фото: festival-cannes.com

Певец британского рабочего класса и дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви» Кен Лоуч полагает, что это его последний фильм. «Старый дуб» — название единственного паба в умирающем шахтерском городке. В городок этот прибывают сирийские беженцы, и с одной девушкой у пожилого владельца паба завязывается дружба…

«Страсть Додена Буффана», реж. Чан Ань Хунг

Фильм режиссера вьетнамского происхождения, почти всю сознательную жизнь проведшего во Франции, снят во Франции; прототипом героя послужил легендарный гурман Жан-Антельм Брийя-Саварен. В фильме его зовут Доден Буффан (и живет он в 1885 году, в то время как прототип скончался в 1826-м). Для него вот уже двадцать лет готовит еду Евгения — непревзойденный повар. Постепенно страсть к ее кушаньям, а также взаимная любовь к еде, перетекает в настоящую любовь, но Евгения не рвется выходить за Додена замуж. И тогда он решает удивить ее, — впервые в жизни начинает готовить сам… Главные роли сыграли Жюльетт Бинош и Бенуа Мажимель.

«Химера», реж. Аличе Рорвахер

По словам итальянской сценаристки и режиссера Аличе Рорвахер, «Химера» — «история молодого английского археолога, который попадает в мир «томбароли», грабителей, которые по ночам опустошают этрусские гробницы. Это финальный фильм трилогии (в нее еще входят «Чудеса» и «Счастливый Лазарь». — Ред.), в которой центральный вопрос — что делать с прошлым? Что такое прошлое — просто потерянный мир, или оно имеет непосредственное отношение к нашему настоящему?» В фильме снялись Джош О’Коннор (молодой принц Чарльз в сериале «Корона») и Изабелла Росселлини.

«Черные мухи», реж. Жан-Стефан Совэр

«Черные мухи». Фото: festival-cannes.com

История о врачах скорой помощи из Нью-Йорка. Олли Кросс (Тай Шеридан) работает первый год, Рутковски (Шон Пенн) — опытный фельдшер. А действие разворачивается в Гарлеме в середине 90-х, и вдвоем они ежедневно сталкиваются с перестрелками, плохими полицейскими и разными нюансами уличной жизни в непростом районе.

Расскажите об этом друзьям!