Рецензия на фильм «Дракула» (2025) Люка Бессона: влюбленный вампир «прекрасной эпохи»

Рецензия на фильм «Дракула» (2025) Люка Бессона: влюбленный вампир «прекрасной эпохи» Кадр из трейлера к фильму «Дракула» (2025)

В отечественный прокат выходит фильм «Дракула». Это очередная, уже не сосчитаешь, какая по счету экранизация романа Брэма Стокера. На этот раз за сюжет о веками страдающем вампире взялся Люк Бессон — автор «Ее звали Никита», «Леона», «Пятого элемента» и многих других любимых народом фильмов. О том, что у него получилось, рассказывает кинообозреватель «КП» Денис Корсаков.   

Трейлер фильма «Дракула» (2025)

Режиссерская задумка Люка Бессона

Режиссер Роберт Эггерс хотел снять «Носферату» чуть ли не с детства, подбирался к собственной версии романа Брэма Стокера и фильма Ф.В. Мурнау годами, наконец,  в 2024-м выпустил — и сорвал аплодисменты. Режиссер Гильермо Дель Торо десятилетиями думал о героях Мэри Шелли, прежде чем представить на Венецианском кинофестивале «Франкенштейна» (и тоже снискать одобрение критиков). Иное дело Люк Бессон: он о «Дракуле» кажется, вообще особо никогда и не задумывался. Просто пару лет назад снял фильм «Догмен» с Калебом Лэндри Джонсом в главной роли, в процессе буквально влюбился в артиста (платонически) и вбил себе в голову, что тот может сыграть все, что угодно. Для проверки спросил его: «Кого бы ты хотел сыграть?» Перебрали все возможные роли, от Мао Цзэдуна и Наполеона до Иисуса, «в какой-то момент вспомнился Дракула… «Э! — сказали мы с Калебом».

Кадр из трейлера к фильму «Дракула» (2025)

После этого Бессон перечитал роман Стокера, к которому не прикасался с юности. «Хотел проверить, не забыл ли я чего-нибудь. А забыл я про любовь. Этот парень ждал четыре века, чтобы снова увидеть свою жену. И это так невероятно романтично! А все эти кровь и зубы мне не очень зашли, честно говоря, я вообще не люблю фильмы ужасов, не люблю, когда меня пугают».

Люк Бессон так уж устроен, что для него все это более или менее нормально. «Никиту» он снял на фоне влюбленности в Анн Парийо, «Жанну Д’Арк» — на фоне Миллы Йовович, «Анну» — вроде бы на фоне Саши Лусс, и всякий раз ему казалось, что его кумир может сыграть что угодно, легко перекочевать прямо с подиума хоть в образ святой покровительницы Франции, хоть в роль наемной убийцы на службе КГБ: мультипасс! Хорошо уже то, что Калеб Лэндри Джонс куда больше подходит на роль Дракулы, чем Йовович — на роль Жанны; его специфическая, слегка рептильная внешность — наверное, действительно то, что нужно для вампира.

Кадр из трейлера к фильму «Дракула» (2025)

Сюжет

Как полагается, начинается все в Средние века; Влад, господарь Валахии, больше всего на свете любит свою жену Элизабету. Но на страну нападают иноверцы, надо идти на кровавую битву. Уже надев доспехи, Влад встречается со священником и подробно ему объясняет, что Элизабета для него — самое главное, и если Господь ее сохранит, то он останется с Господом, а если нет — извините. В результате битва выиграна, а Элизабета, конечно же, погибает (на заснеженном поле, сплошь усеянном капканами — абсурдно, зато эффектно). Вернувшись в церковь, Влад одним ударом отправляет священника на личные переговоры с Богом, а сам обретает бессмертие, в котором радости — никакой. Теперь ему требуется постоянно пить кровь, причем, судя по некоторым репликам, в косметических целях — иначе он будет выглядеть страшным старичком. А ему надо выглядеть хорошо, потому что он в своей Валахии откуда-то прослышал про реинкарнацию и ждет встречи с Элизабетой, которая вернется на Землю точно с той же душой и точно в том же облике. 400 лет спустя, в 1889-м, в канун столетнего юбилея Французской революции, она объявляется в Париже. Правда, зовут ее теперь Мина, но это неважно — все остальное соответствует оригиналу, и граф мчится во Францию.   

Кадр из трейлера к фильму «Дракула» (2025)

Плюсы и минусы фильма

По меркам Бессона, создателя дурашливых детских фильмов типа «Валериан и город тысячи планет», где все прыгает и вопит, «Дракула» — картина чрезвычайно медленная, почти летаргическая. Ее, безусловно, оживляют слуги графа — бледно-зеленые ожившие гаргульи с мальчишескими повадками (повадки получат объяснение в финале). Оживляет и верная дракуловская приспешница, бодрая вампирша Мария (итальянка Матильда де Анджелис очень задорно орет и скалит зубки). Но не ради этого снималось, а ради того, чтобы граф мог неторопливо, с расстановкой обхаживать Мину (Зои Блю, дочь Розанны Аркетт, в доисторические времена снимавшейся у Бессона в «Голубой бездне») и втолковывать ей, что она — никакая не Мина, а совсем другая женщина, умершая, но возродившаяся ради него и их великой любви.

Кадр из трейлера к фильму «Дракула» (2025)

Надо думать, найдется много зрителей, которым это понравится: эффектные люди гуляют на фоне Парижа времен прекрасной эпохи, осматривают свежевыстроенную Эйфелеву башню, любят, страдают, периодически пьют кровь (понемножку: Бессон все еще не любит, когда очень страшно, и едва ли не самым запоминающимся злодейством Дракулы становится выжимание крови из маленькой мышки, как из лимона). Естественно, Бессон (и, соответственно, Бог) прощает Дракулу, «ибо много любил». Естественно, в этой картине много глупости и сентиментальности, но ругать за это мэтра решится лишь тот, кто столкнулся с его творчеством впервые.

Что реально портит впечатление — так это воспоминания о фильме Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера», который Бессон видел в 1992-м, но, похоже, тут же забыл (хотя Дракулу там играл Гэри Олдмен, который вскоре стал одним из любимых его артистов, примерно как сейчас Калеб Лэндри Джонс). А теперь Коппола лезет изо всех щелей: периодически Бессон начинает воспроизводить его фильм чуть ли не покадрово, причем делает это явно бессознательно. Вот только у Копполы все было, прямо скажем, эффектнее. С другой стороны, у него точно не было воздуха всеобщей влюбленности, которым просто не может не наполнить картину простодушный романтик Бессон. И никогда в жизни Копполе не пришла бы в голову мысль назвать свою картину так, как в оригинале называется эта — «Дракула. История любви».

Также в прокате

«Беги» (16+)

Никита Кологривый изображает в этой криминальной комедии медвежатника-виртуоза, вскрывающего сейфы и извлекающего оттуда ценные вещички. Однажды все идет не так: мало того, что владелец сейфа (Михаил Пореченков) возвращается в свой особняк раньше времени, так он, оказывается, еще и только прикончил свою жену, чье тело валяется на кухне. Естественно, Пореченков замечает воришку/свидетеля и начинает за ним гоняться с огнестрельным оружием — да только пристрелить никак не может: задачей авторов было снять доброе кино.

«Три свадьбы и один побег» (16+)

На недавнем фестивале «Короче» в Калининграде этот фильм был встречен счастливым смехом и долгими аплодисментами, переходящими в овацию. Как так получилось, мне понять трудно. Это история про мать и трех ее взрослых дочерей, живущих в абхазском селе: младшая мечтает стать артисткой, но матушка считает эту профессию малоприличной, и вообще, намерена сперва устроить счастье старших девочек (а в ее представлении, девичье счастье — это выйти замуж, причем за того мужчину, которого выбрала она лично, нельзя же доверять такое ответственное решение маленьким дурехам!) Все выглядит вымученным, играющая мать Инга Оболдина (отличная, в общем-то, актриса), старается, но не может изобразить карикатурную кавказскую женщину, представленную в сценарии, а у прекрасной Полины Денисовой, играющей ее младшую дочь, с лица весь фильм не сходит одна и та же озорная улыбка, которая под конец начинает просто бесить: совершенно очевидно, что актриса способна на большее, но ничего большего авторами не предусмотрено.

Расскажите об этом друзьям!