Рецензия на фильм «Рецепт любви» (2024): плюсы и минусы одной из лучших картин Каннского кинофестиваля

Рецензия на фильм «Рецепт любви» (2024): плюсы и минусы одной из лучших картин Каннского кинофестиваля Кадр из фильма «Рецепт любви» (2024)

14 февраля 2024 года в прокат вышел фильм «Рецепт любви». Картина Чан Ань Хуна на прошлогоднем кинофестивале в Каннах удостоилась только приза за режиссуру, но кинообозреватель «КП» Денис КОРСАКОВ считает, что она вполне заслуживала и «Золотой пальмовой ветви» — уж во всяком случае, не меньше, чем получившая ее «Анатомия падения».

Трейлер фильма «Рецепт любви» (2024)

Сюжет

С названиями у этого фильма какая-то неразбериха. В оригинале он — «Страсть Додена Буффана», другой вариант — «Пот-о-фё» (это такое простое французское блюдо, вареная говядина с овощами), третье, англоязычное название — «Вкус вещей», четвертое, российское — «Рецепт любви». Но, в принципе, все они подходят: это кино про страсть, про любовь, про вкус и про пот-о-фё. И еще про несколько десятков выдающихся французских блюд.

Кадр из фильма «Рецепт любви» (2024)

Доден Буффан — гастроном, гурман, эпикуреец конца XIX века. (Персонаж вымышленный, придуманный швейцарским писателем Марселем Руфом в 1920-х годах, но у него есть реальные прототипы — например, Жан-Антельм Брийя-Саварен, автор книги «Физиология вкуса» и знаменитых афоризмов «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» и «Изобретение нового блюда для счастья человечества важнее, чем открытие новой звезды»). Доден Буффан (Бенуа Мажимель) богат, и может позволить себе проводить большую часть времени в столовой и на кухне. Он наблюдает за работой своей кухарки Эжени (Жюльетт Бинош), которая день за днем готовит ему восхитительные блюда из самых свежих продуктов, будь то волованы с овощами и раками, телячье каре шуази, рыба тюрбо или «норвежский омлет» (мороженое, запеченное в бисквите, покрытом взбитыми с сахаром белками). И с несколькими своими преданными друзьями все это ест, наслаждаясь каждым кусочком.

Эжени, готовящая ему еду уже двадцать лет, упорно отказывается разделять с ними трапезу. А еще она отказывается выходить за Буффана замуж, хотя он примерно те же двадцать лет ей это предлагает, и все эти годы у них тянется роман. Эжени в этой системе — свободный художник, а Доден Буффан — благодарный, восторженный почитатель. И, наверное, это тот случай, когда работает избитая цитата из Сент-Экзюпери: «Любовь — не когда смотрят друг на друга, а когда смотрят в одну сторону». Их совместная страсть к еде — высокая страсть: оба видят в кулинарии вид искусства, ничем не уступающий. например, музыке («Этот суп должен напоминать развитие сонаты, в которой каждая тема живет своей собственной жизнью»). В конечном счете, через еду выражается любовь к жизни, искусство наслаждения ею. В одном из ключевых эпизодов фильма Доден Буффан говорит, что они с Эжени вступили в осень жизни, и тут же уточняет, что осень, «вся из золота и дождей — мудрая пора; осенняя роза изысканнее других. Это время сбора урожая, свежего ветра, веселья, каштанов, артишоков, винограда, грибов, и мы видим, как вальдшнеп, утка, вяхирь прилетают с края света, чтобы пробудить в нас аппетит».

Кадр из фильма «Рецепт любви» (2024)

Плюсы и минусы фильма «Рецепт любви» (2024)

Казалось бы, только француз мог снять такое кино. Но на самом деле его снял вьетнамец Чан Ань Хунг (с подросткового возраста, то есть с 1975 года, он живет во Франции). Он слагает гимн высокой кухне, и, конечно, режиссеры-аборигены, за много десятилетий не снявшие ничего подобного, при звуках этого гимна должны устыдиться. Первые 38 минут «Рецепта любви» посвящены приготовлению обеда, и эта огромная сцена завораживает. За последние годы мы привыкли к эпизодам в фильмах, где еду готовят на кухнях ресторанов, — там царит суматоха, звучат ругань и возгласы «Да, шеф!», — и после этого удивительно смотреть на плавный, спокойный, гипнотический ритм готовки Жюльетт Бинош, ласково говорящей своим помощницам «Спасибо» и «Пожалуйста».

Кадр из фильма «Рецепт любви» (2024)

А когда Додену Буффану надо принять «принца Евразии», восточного гурмана, любящего закатывать лукулловы пиры, он решает угостить его тем самым пот-о-фё, крестьянским блюдом. И говорит: «Это слово отдает пригорелым салом, напоминает об объедках. Но ведь это сама Франция! Оно пережило столько веков и накормило столько французских семей,  и это так впечатляет…» То пот-о-фё, которое он готовит, сделано по рецепту из книги Руффа, и включает в себя гусиную печень, «попросту приготовленную в вине Шамбертен» и цыплят, откормленных хлебом, вымоченным в молоке, а сопровождается «сложным и полнотелым вином Шамболь-Мюзиньи». Ни в коем случае не смотрите «Рецепт любви» на голодный желудок.

Да, наверное, надо упомянуть, что в конечном счете это довольно печальное кино — уж не будем рассказывать, почему. Но даже печаль в нем в конце концов становится светлой: Доден Буффан несовместим с долгой депрессией. С нею не сочетается его спокойное и радостное отношение к жизни. И та волшебная реальность, которую он создал для себя, реальность, в которую на два с лишним часа погружает зрителя Чан Ань Хунг.

Расскажите об этом друзьям!