Самые провальные российские фильмы последних лет: «Вратарь галактики» и «Тайна печати дракона» собрали в десять раз меньше, чем стоили

Самые провальные российские фильмы последних лет: «Вратарь галактики» и «Тайна печати дракона» собрали в десять раз меньше, чем стоили Фото: кадр из фильма

Автор текста Николай ГЕРАСИМОВ 

По случаю финансовой катастрофы фильма «Гипноз» мы решили вспомнить отечественные картины, с особенным шумом грохнувшиеся в прокате

«Гипноз» (2020)

Как стало известно в этот понедельник, новый фильм Валерия Тодоровского «Гипноз» провалился в прокате. При бюджете в 100 миллионов рублей он собрал в первый уикенд всего 7,5 млн. Только чтобы окупиться, выйти «в ноль», он должен собрать 200 миллионов (половину сборов забирают себе кинотеатры,и только половина возвращается продюсерам). Совершенно очевидно, что к этой сумме «Гипноз» не подберется даже близко. При этом, судя по всему, большая часть денег, потраченных на фильм, была выделена государством на безвозвратной основе. «Гипноз» уже третий подряд фильм Тодоровского, показывающий в прокате печальный результат: прошлогодняя «Одесса» собрала 84 млн рублей при бюджете в 300 млн, «Большой» о Большом театре — 229 млн при бюджете в 370 млн. 

И это еще далеко не самый страшный результат: 100 и даже 300 миллионов рублей — сумма сравнительно небольшая. В новейшей истории российского кино были провалы куда более болезненные

«Вратарь Галактики» (2020) 

Бюджет — 1 млрд рублей, сборы — 108 млн рублей 

Фантастический детский фильм, вышедший в прокат 27 августа, должен был «возродить российский кинопрокат» после пандемии. Его поддерживали сразу три телеканала — Первый, «Россия 1» и СТС. На премьеру лично пожаловала министр культуры Ольга Любимова, пропевшая со сцены осанну режиссеру Джанику Файзиеву. Но ничего не помогло. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», картина собрала всего 107 910 077 рублей. А бюджет при этом оценивался примерно в один миллиард. То есть чтобы просто окупиться, фильм должен был собрать два миллиарда.

Цифра эта не кажется невероятной: такие фильмы, как «Движение вверх» и «Холоп», собирали в прокате и по три. Но публика не захотела идти на фильм Джаника Файзиева, который даже доброжелательно настроенные критики критиковали за ужасную вторичность по отношению к Голливуду и откровенные сценарные недоработки. (Для сравнения: фильм Кристофера Нолана «Довод», вышедший через неделю после «Вратаря», на сегодняшний день собрал в России больше 850 миллионов рублей, причем зрители продолжают довольно активно его смотреть).

«Тайна печати дракона» (2019) 

Бюджет — 3 млрд рублей (по другим данным — 2,3 млрд), сборы — 363 млн рублей 

«Тайна печати дракона» задумывалась как продолжение «Вия», ставшего в 2014 году большим хитом в отечественном прокате. И в течение почти всего времени, что создавался фильм — а создавался он около пяти лет — его знали под названием «Вий-2: Путешествие в Китай». Но в результате объединяет две картины лишь центральный персонаж, британский путешественник и картограф Джонатан Грин: из Малороссии он отправляется в Поднебесную, где сталкивается с местными колдовством и легендами.

За время съемок бюджет невероятно раздулся — сказалось в том числе приглашение на центральные роли Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана. Однако российских зрителей их имена не соблазнили. В Китае (а фильм снимался с привлечением китайских денег) картина тоже хитом не стала. За год в зарубежном прокате, по данным «БК», она собрала только скромные $3,23 млн (по тогдашнему курсу — примерно 200 млн. рублей).

«Грех» (2019) 

Бюджет — 1,06 млрд рублей, сборы — 50 млн рублей 

Фильм Андрея Кончаловского о Микеланджело Буонаротти стоил, по словам самого режиссера, 15 миллионов евро (по тогдашнему курсу — чуть больше миллиарда рублей), причем 70 процентов этого бюджета в порядке меценатства предоставил Алишер Усманов. Как известно, Владимир Путин во время встречи с Папой Римским Франциском преподнес ему DVD с «Грехом» в подарок. И, надо надеяться, Папа фильм посмотрел.

А вот российский зритель не сильно заинтересовался. С другой стороны, фильм про великого скульптора явно был рассчитан на людей старшего поколения, близких по возрасту как к постановщику, так и к понтифику — а эта аудитория в кино вообще выбирается нечасто и неохотно.

«Матильда» (2017) 

Бюджет — 1,5 млрд рублей (по другим данным — 814 млн), сборы — 537 млн рублей 

Фильм Алексея Учителя о страстном романе балерины Матильды Кшесинской и наследника престола, будущего Николая II еще на стадии съемок вызвал скандал: мало кто забудет, как яростно сражалась с ним Наталья Поклонская. Но толпы зрителей в кинотеатры этот скандал не привлек.  

Расскажите об этом друзьям!