Уникальная работа Чака Паланника будоражит умы зрителей с 1996 года. «Бойцовский клуб» — это история, в которой даже спустя сотое прочтение находят новые смыслы и строят фанатские теории. Экранизация Дэвида Финчера добавила роману новые грани, «оживив» героев и сделав их более осязаемыми и близкими зрителю. Рассказываем о скрытом смысле фильма «Бойцовский клуб», что стоит за образами персонажей и какую философию нёс автор. Осторожно, в тексте присутствуют спойлеры.
Рассказчик, у которого нет имени, – сотрудник страховой компании, он страдает от хронической бессонницы, в свободное время занимается обустройством квартиры и в общем-то живёт довольно скучную жизнь. В одной из командировок он встречает Тайлера Дёрдена – торговца мылом, который является полной противоположностью главного героя. Новый знакомый уверен, что самосовершенствование – удел слабых, а сильные выбирают саморазрушение. После дружеской драки герои решают основать тайный Бойцовский клуб, который разрастается до массового движения, а после и проекта «Разгром». Всё это параллельно с любовной линией рассказчика и Марлы – ещё одной героини со странностями.
Кстати, то, что у рассказчика нет имени – это не правда. Зовут его Тайлер Дёрден. К середине истории становится понятно, что у героя раздвоение личности, к концу это подтверждается. Но если по книге он завершает историю в клинике для душевных больных, то в фильме наблюдает вместе с Марлой за взрывом, который стал апогеем работы «Разгрома».
Одна из фанатских теорий развила мысль, что на самом деле рассказик болен раком, и собрания он посещает не чтобы посмотреть, как бывает плохо другим, а чтобы справиться со своим положением. В данной истории Тайлер и Марла – это две проекции: мужская часть, которая отрицает реальность посредством сверх мужественности, и женская, которая призвана принести смирение.
Помните первое правило Бойцовского клуба? Не упоминать о Бойцовском клубе. Ирония, которая выходит за пределы книги и экрана – популярность произведения, о котором говорит весь мир.
Мы — продукты общества потребления – ключевая мысль, которую транслирует Дёрден. В начале фильма показано, как рассказчик обставляет свою квартиру мебелью, которая в итоге сгорает вместе с жильём. Ирония в том, что пока Тайлер говорит об обществе потребления, на протяжении фильма мелькает органично вписанная в сценарий реклама IKEA и Starbucks – стаканчики кофе так или иначе попадают в кадр знакомым логотипом, а мебель становится чуть ли не действующим персонажем. Таким образом зрителю показывают, что любая жизненная позиция, даже если это анархизм, будет развиваться в уже сформированном мире, который, как поётся в одной песне, «Ни разу не рухнул и шарик крутиться не перестал».
Одна из теорий говорит, что история рассказчика – это пример того, как живёт росший без отца мужчина. Отец главного героя ушёл из семьи, когда мальчику было 6 лет, а мать, как и любая женщина, не имела возможности вырастить сына, что называется, мужиком. Даже живя отдельно и будучи работающим человеком, рассказчик остаётся половозрелым мальчиком, который так или иначе ищет возможность вернуться в младенческое состояние: выстраивает себе уютное гнездо, ходит в группу поддержки, где его жалеют, тем самым получая необходимую дозу внимания и возможность побыть в слабой позиции. Тайлер же появляется в жизни главного героя, чтобы провести обряд инициации и сделать его мужчиной. Он взрывает дом, тем самым насильно вырывая рассказчика из привычного комфорта и чувства защищённости – того, что даёт ребёнку мать.
Кстати, что касается детскости – неочевидное сравнение, но сказку Астрид Линдгрен про Малыша и Карлсона называют детским «Бойцовским клубом», где скромный мальчик находит взбалмошного друга, который делает его будни интереснее и помогает вернуть внимание семьи.
Когда ребёнок придумывает себе воображаемого друга – это нормальная история, а вот когда таким занимается взрослый – его считают шизофреником. В свою очередь шизофрения – это генетическое заболевание, а визуализация персонажа – это целое движение – тульповодство. Термин тульпа пришёл от буддистов, которые через медитации взывают к жизни существ для различных целей: помощь, защита и так далее. Сейчас это молодое движение развито, что удивительно, не среди подростков, а среди взрослых.
Тайлер – типичный тульп, а рассказчик – тульповод, который наделил свою проекцию качествами, которые не позволяет проявлять себе: смелость, раскованность. В психологии существует эффект Пигмалиона, когда человек во что-то неизменно верит и неизменно находит в этом подтверждение. Все теории, которые озвучивал Дёрден – это мысли самого рассказчика, которые он приписал другому, чтобы для себя найти подтверждение.
Создание тульпа – это изменение сознания. Возможно, появление Тайлера спровоцировала бессонница, которая, как известно, влияет на эмоциональное и психическое состояние. Как утверждают тульповоды – со временем проекция становится похожа на реальность и её даже можно потрогать, так что физический контакт с Дёрденом (драка) не отрицает того, что рассказчик создал себе друга, на которого переложил ответственность по изменению своей жизни.