Текст: Евгения Кривицкая
20 октября в Большом зале Московской консерватории состоится гала-концерт лауреатов премии «Органист года». В России ей нет аналогов, что повышает ценность и уникальность события. По словам члена Экспертного совета премии, генерального директора Российского государственного музыкального центра Ирины Герасимовой, «премия ставит перед собой важные задачи: поднятие престижа самой профессии «органист» и привлечение к представителям этой уникальной для российской культуры специальности внимания государства и СМИ». Учредил премию Фонд развития творческих инициатив при поддержке Российского музыкального союза и журнала «Музыкальная жизнь».
«В последние годы в России вырос уровень органного исполнительского искусства. Многие детские музыкальные школы приобрели инструменты и предоставили возможность юным музыкантам стать «властелинами короля инструментов», – рассказывает президент Фонда развития творческих инициатив, профессор Александр Соловьёв. –Радует и наличие органа во множестве региональных филармоний России, открытие новых концертных залов, для которых специально строятся новые инструменты, как например в «Зарядье» и Международном Доме музыки в Москве, воссоздан и орган на Основной (исторической) сцене Большого театра России».
Тем не менее, пока органисты не могут конкурировать по востребованности в концертных программах с пианистами или, к примеру, скрипачами. О миссии органа в современном мире и коммуникативных свойствах «короля инструментов» рассказал солист Красноярской краевой филармонии Андрей Бардин, получивший специальный приз «За просветительскую деятельность во время пандемии».
– Андрей, что определило ваш интерес к профессии органиста?
— Как и многие коллеги, я начинал свой путь к органу с игры на фортепиано – учился в музыкальной школе, в училище искусств, в Нижегородской консерватории, и уже в ее стенах познакомился с выдающейся органисткой, заслуженной артисткой России, профессором Галиной Ивановной Козловой. Решил, что если есть такая возможность – научиться играть на органе под руководством замечательного педагога, – то нельзя ее упускать.
– Как вы считаете, на органе можно играть любую музыку – и рок, и джаз? Или это такой почтенный церковный артефакт?
— Думаю, что жизнь сама отвечает на этот вопрос – даже на церковных службах в Европе или США на органе звучит порой самая различная музыка. Великий Бах перекладывал для органа оркестровые концерты А. Вивальди, а Луи Джеймс Альфред Лефебюр-Вели в XIX веке исполнял парафразы на темы известных опер. Нам остается только последовать их примеру. Орган – это средство массовой коммуникации. Он не предназначен для какого-то узкого круга знатоков и любителей органной музыки.
– Вы – не только интерпретатор музыки, но и деятель, организатор фестивалей, видеолекций. Что вами движет?
— Мне кажется, что так можно сказать о каждом музыканте, связавшем свою жизнь с органом. Со времен Франца Тундера, Дитриха Букстехуде, Иоганна Себастьяна Баха органист не только играет, но и решает еще множество других задач. Движет нами, безусловно, сам инструмент, который буквально генерирует идеи и энергию.
– Во время пандемии вы постоянно выходили в соцсети с видео роликами. Считаете, что музыка, искусство способно поддержать людей?
— Да, конечно, и я рад, что эту убежденность разделяют мои коллеги в Красноярской филармонии, которые одобрили замысел онлайн-программ и помогли реализовать его, за что я им благодарен. Это наше общее дело. 27 марта мы провели онлайн-концерт «Шедевры музыки кино в Органном зале», потом записали программы для аккаунтов филармонии в соцсетях: три для взрослых слушателей – «Мост через вечность: И.С. Бах и Ричард Бах», «Рукописи не горят» (к 335-летию со дня рождения Готфрида Кирхгофа), «История вечной любви» (ко Дню семьи, любви и верности) и три детских – «Органная азбука», словацкую сказку «У солнышка в гостях» и «Мульт-концерт». Затем сделали серию небольших видеосюжетов «Любовные истории», посвященные Бетховену, Шуману, Шопену, Листу, Чайковскому и Шостаковичу. Знаете, великая сила музыки способна помочь людям преодолеть любые трудности. К тому же для меня было важно утвердиться в мысли, что наше древнее искусство готово ответить на вызовы времени и найти путь к слушателям с помощью современных технологий.
– Ваша мечта как органиста?
— Выступить в Большом зале Московской консерватории на легендарном инструменте фирмы «Кавайе-Колль».
– Для вас важно признание? Ваши пожелания премии «Органист года»?
— Признание важно для каждого артиста, потому что мы не можем творить « в стол» – нам нужен слушатель и его оценка нашего труда. Премия «Органист года», как мне кажется, оказалась очень своевременной в нынешнее непростое время, и это является залогом того, что она будет жить и процветать в любых условиях, чего я от души ей желаю!