Усадьба Салтыковых-Чертковых — один из ярких архитектурных памятников Мясницкой улицы. Сегодня бросающийся в глаза насыщенно синий фасад в стиле рококо увенчан вывеской «Новый Театр». Несмотря на то, что сейчас это здание является местом проведения иммерсивного спектакля «Лубянский гример», усадьба не утратила своей исторической ценности и многовековой тайны.
Ради того, чтобы не умалять значимость архитектурного наследия прошлого, Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова и в лице заведующей литературной частью Екатерины Кретовой провел 7 июня в рамках неформальной беседы — «Битву экскурсоводов».
Под крышей своей резиденции — памятника архитектуры и культурного наследия XVIII – XX веков — в исторической усадьбе Салтыковых-Чертковых «Новый Театр» собрал специалистов в области истории московской архитектуры, москвоведов, профессиональных экскурсоводов, а также любителей истории Москвы.
Екатерина Кретова — литератор, театральный и музыкальный критик, провела для гостей усадьбы ознакомительную экскурсию по залам исторического памятника. Природа архитектуры усадьбы Салтыковых-Чертковых имеет множество недосказанности. В документах достоверно зафиксировано только два имени людей, приложивших руку к созданию этого разнопланового здания — это Шехтель и Врубель. Они создали лестничные комплексы и великолепную лепнину. Остальные архитекторы остались неизвестными.
Усадьбу Салтыковых-Чертковых открывает удивительный готический зал. Белая лепнина оформляет потолок и стены, украшенные зеркальными деревянными дверями неизвестной датировки. Посетители усадьбы увидят дубовый кабинет со встроенными книжными шкафами — комнату, откуда свое формирование начала знаменитая библиотека Александра Дмитриевича Черткова. В подвале центральной части сохранились сводчатые помещения. Чугунными колоннами и узорными деревянными сводами украшено пространство первой бесплатной публичной библиотеки Москвы, собранной из привезенных из заграничных походов Чертковым писем, исторических книг и документов, включающих такие редкие экземпляры, как: «Записки 1814-1815 года Князя Долгорукого», «Повествование о Сибири», «Латинская рукопись», «Письма французских генералов», «Памятник французам или Приключения московскаго жителя Петра Жданова». Известно, что посещая именно эту библиотеку создавал «Войну и Мир» Лев Толстой, а Константин Циолковский изучал здесь философские и научные труды.
При реставрации находились детали и XVII, и XVIII века. Стиль этой усадьбы — наслоение, расположившееся от самого раннего готического зала до феерической эклектики второй половины XIX века в прочих комнатах. Множество архитекторов поучаствовали в его формировании, потому мы не знаем, как изначально выглядел дом. Пострадав при пожаре 1812 года, он оброс новыми пристройками.
Сегодня усадьба Салтыковых-Чертковых является уникальным живым интерьерным комплексом, дошедшем до нас в полной сохранности, прекрасным проявлением русского стиля в архитектуре.
Членами дискусси стали Екатерина Кретова, Ирина Крымова – доцент МАРХИ, аттестованный эксперт Министерства культуры РФ, Лада Грехова – экскурсовод, аттестованный правительством Москвы; победитель конкурса «Московские мастера» в номинации «Лучший экскурсовод Москвы 2019», Михаил Коробко, историк, главный редактор журнала «Московский краевед», автор книг о Москве.
Участниками поднимались темы проблемы датировки определенных архитектурных элементов усадьбы, обсуждались исследования истории усадьбы, перечислялась документация и зачитывались мемуары посещавших ее личностей, формировался пул профессиональных экскурсоводов, которым будет доверено проведение экскурсий в Новом Театре.
«Давайте перестанем стесняться эклектики, как чего-то не исторического» — заявил Михаил Коробко. И правда, усадьба Салтыковых-Чертковых — волшебное место, насыщенное голосами прошлого. Здесь бывал Пушкин, Забелин, Погодин, Соловьев и Хомяков. Щепкин, Гоголь и Жуковский посещали салон Елизаветы Чертковой. Чета Шуманов исполняла свои концерты. Снимали фильм «17 мгновений весны». Сейчас эта историческая, стилевая и жанровая многослойность с доврубеливским камином и современными декорациями спектакля стала выдающейся особенностью памятника архитектуры — таинственной усадьбы Салтыковых-Чертковых.