В Доме музыки в Москве впервые состоялся Хоровой концерт Альфреда Шнитке, написанный по мотивам «Книги скорбных песнопений» армянского поэта и богослова 10 века св. Григора Нарекаци. Вечер был приурочен к 88-летию со дня рождения знаменитого композитора. Рассказывает Марина АНИКЕЕВА.
На вечер, организованный Домом музыки совместно с Благотворительным фондом Преподобной Евфросинии Московской, пришли профессиональные музыканты и просто ценители классической музыки, люди разных профессий, возрастов, вероисповеданий, национальностей.
Музыка Шнитке в Москве в советские времена, да и в последующие десятки лет почти не исполнялась. А если какие-то концерты и проходили, то «из-под полы», на них и афиш не было. «Книга скорбных песнопений», которую композитор переложил на нотный язык, объясняет причины этой опалы.
Биографы музыканта утверждают, что Шнитке вдохновился на этот хорал сборником «Армянская средневековая лирика» в переводе Наума Гребнева, попавшим ему в руки. Впоследствии композитор признавался, что стихи его вели и не отпускали, будто кто-то свыше диктовал ему музыку. И, в конце концов, он написал нечто отличное от своего первоначального замысла…
Мне тоже посчастливилось читать эту книгу. Не в электронном виде, а именно в самом что ни на есть бумажном. Нашлась в семейной библиотеке. От строк с шелестящих страниц – совсем другие токи…
Перед нами исповедь мучительно страдающего человека, раздираемого противоречиями, но жаждущего цельности. («Я грешен, я упрям в грехе своем, Я – варвар, недостойный божья слова…», «Меня разрушить легче, чем исправить…» «Я старца одряхлевшего слабей от дней развратных и от жизни шумной. Я – голубь, кроткий в глупости своей, а не в своей смиренности разумной. Я как яйцо, где скрыт змеиный яд…», «А у меня нет для спасенья сил…»)
Отчаянное интимное обращение человека к небесам в надежде на спасение, ну, хотя бы на прощение, ибо в самом себе часто он сил не находит. И все же это робкое нащупывание опор именно в себе, что, возможно, и называется обретением в себе Бога. Как все узнаваемо. Природа человеческая во все времена одинакова. Будто и не прошло десяти с лишним веков с момента написания стихов. Звучат оглушительно и современно. («Мой стон истошный, ставший песнопеньем, прими не с гневом, с благоволеньем. Из дальних келий, тайных уголков достал я слово, как со дна колодца, пусть дым сожжения моих грехов к тебе, всемилосердный вознесется!»)
– Когда читаешь стихи на родном армянском языке, это звучит божественно, – делится сокровенным пришедшая на концерт Сусанна Саркисян, историк. – Надеюсь, что и на русском так же. Всегда, когда мне сложно и трудно, я знаю, что открою «Книгу скорбных песнопений» Нарекаци и удивительным образом получу ответы на все вопросы. Это разговор о самом высшем. Если ты находишь силы увидеть в себе и хорошие и плохие черты, значит, у тебя есть шанс приблизиться к тому, что хочет Бог. Понять и простить себя и других.
– Я не музыкант, хоть и работаю в музыкальном вузе. Уверена, что данный концерт очень не случаен. Шнитке – великий композитор. А великие произведения всегда оказываются созвучными времени. Такая трагическая музыка созвучна происходящим событиям, нашей жизни и нашей ситуации. И самое время слушать такую музыку. Великая музыка вас не утопит. Не нужно бояться в нее погружаться. Тяжелая музыка вас не принизит и не погубит. Шнитке считается «сложным», «непонятным». Обычная история. Вспомните: любая музыка, считающаяся классикой теперь, современниками в основном не была оценена. Можно сказать, что Бизе умер от горя, написав «Кармен», которую публика не приняла. Время все отсеет потом, отфильтрует. Уже отфильтровало. Мне кажется, что искусство Шнитке имело божественный источник. Мы часто заблуждаемся, думая, что божественный источник – это обязательно что-то светлое. Но он может быть разным.
– Я любитель классической музыки со школьной поры и большой поклонник музыки Альфреда Шнитке. Его произведения выискиваю в концертной программе столицы, но они крайне редко исполняются. Стиль Шнитке, точнее его полистилистика, использование необычных инструментов очень во мне отзываются. Его музыка – всегда глубокое погружение в себя. Прибавьте к этому выворачивающие душу слова Нарекаци. Все вместе – почти медитация. Я в предвкушении большого удовольствия.
Бессмысленно пытаться рассказать, как звучал хор. Все слова бессильны. Совершенная поэзия под совершенную музыку, исполняемая самым совершенным музыкальным инструментом – человеческим голосом. В ней – ни много ни мало – чувствуешь дыхание Бога. Просто закрываешь глаза, слушаешь, как со всех сторон льется звук, гремят, затихают и летят на тебя небеса или ты на них… Перемещаешься, быть может, в пятое измерение, быть может, на вершину горы Арарат или на Голгофу – каждый на свою.
Государственный академический хор Кожевникова под руководством Николая Азарова сотворил для слушателей пятое измерение, устроил каждому присутствующему аудиенцию у Господа, разговор с Всевышним тет-а-тет.
– У нас мощный хор, – говорит одна из солисток Наталья Каменщикова, сопрано. – Тем не менее, для такого произведения нужен хор в два раза больший. Очень много музыкальных тем исполняется одновременно – 4 дивизии, по 4 партии в каждой. Космическое произведение. Разучивали его не менее двух месяцев. Работа трудная, энергозатратная. После концерта можно позволить себе как следует поужинать.
– Дирижер Николай Азаров – мой однокурсник. Мы оба заканчивали Московскую государственную консерваторию. С друзьями пришли послушать удивительную музыку и поддержать нашего товарища. Впечатление от концерта потрясающее. Фантастическая работа солистов с нотным текстом, с литературой. Мы слышали это произведение впервые, и кроме слова «браво», ничего больше сказать невозможно.
С Сусанной Саркисян обсуждали концерт до его начала, интересно побеседовать и по окончании исполнения «Книги скорбных песнопений»:
– Слушала музыку и думала: «Как хорошо, что я пришла на концерт». Мысленно повторяла стихи и наслаждалась пением, понимая, насколько Бог должен любить человека, чтобы позволить ему написать такое. Мы присутствовали при Таинстве. Нас сегодня благословили.