Организаторы выставки «Комикс миссия: эволюция рисованных историй в России», которая до сентября 2023 года проходит в Зарядье, подготовили подробный гид для гостей пространства экспозиции. Путешествие по локации сейчас похоже на прогулку внутри комикса, где все живет, движется и представляется вполне реальным. Рассказываем, что обязательно нужно посмотреть на экспозиции, расположенной в Медиацентре.
Комиксы в России появились не вчера: в предках у рисованных историй были и лубочные картинки, и сюжеты, которые показывали в ярмарочных райках или косморамах, и летучие листки. В общем, много чего. В наше время, в конце 1980-х-начале 1990-х, стали появляться первые отечественные комикс-студии. Например, в 1988-м при «Вечерней Москве» возникла группа «КОМ» — на обложках ее сборников впервые официально прозвучало слово «Комикс». Вслед за ней появились и другие. Студия «Тема» создала истории о приключениях знаменитых Колобков и первую серию комиксов – о капитане Донки. Екатеринбургский «Велес» радовал читателей одноименной историей, в которой славянская мифология шла рука об руку с научной фантастикой и флешбэками о войне в Афганистане. Про Чебурашку-ниндзя рисовала истории студия «Муха». А в 2000-м родилась студия «Люди Мертвой Рыбы», которая стояла у истоков крупнейшего в Европе фестиваля рисованных историй «КомМиссия».
В одной из витрин на выставке представлены небольшие алюминиевые баночки, слайды, устройства для просмотра – те, чье детство пришлось на советское время, без труда узнают диафильмы и стереопары. Еще лет тридцать-сорок лет назад просмотр «историй на пленке» был одним из популярных семейных занятий. Для этого использовали фильмоскопы, которые проецировали изображение на поверхность, или индивидуальные аппараты — стереоскопы. Для таких устройств делали специальные стереопары, которые при просмотре соединялись в одно объемное изображение. Удивительно, но факт: в США такие диафильмы использовали для демонстрации рекламы, в Советском Союзе в таком формате выпускали учебные пособия для школьников, сказки, подборки произведений искусства.
На «Комикс Миссии» не заскучаешь: только «пролистал» Царь-книгу Ивана Грозного, посмотрел на подборку «Мурзилки», как попадаешь на Аллею авторов. Истории тут не застыли под обложками, а превращаются в инсталляции, фотозоны и арт-объекты. «Боровицкий. Дом с драконами» агент-контрразведчик Ян Карлович Боровицкий – герой графического романа Ивана Ешукова. Почти десять лет омский художник создает эту черно-белую детективно-мистическую историю. На выставке она представлена как объемный фрагмент сна главного героя. Эффектные фотографии со стенда комикса Анастасии Васильевой «Время яблок» делают, похоже, все посетители выставки. Трогательная история о детстве, в котором возможно все – даже полет яблок в небо.
Мимо стенда студии и издательства Bubble на выставке пройти невозможно. Во-первых, издалека видно фигуру Красной Фурии – образ агента Ники Чайкиной создали художники Олег Окунев и Эдуард Петрович. Во-вторых, тут не просто собраны комиксы про Майора Грома, Бесобоя и прочих персонажей Bubble, но еще и устроена мини-студия, где можно разобраться в хитростях производства и выпуска комиксов и узнать, как рождаются супергерои.
У проекта «Фанерон» и студии Sintycate в «Зарядье» не просто экспонат, а настоящее окно в будущее под названием «Пункт генерации цифровых изделий – 1». Заходишь – и попадаешь под обаяние искусственного интеллекта «Синти», которая приглашает в путешествие в будущее. На выходе каждый посетитель получит детальный отчет о прыжке в неизведанное в виде комикса с собой в главной роли.