В сентябре 2025 года в залах Исторического музея в Москве стартуют работы по очистке и консервации двух выдающихся произведений Генриха Семирадского: «Похороны руса в Булгаре» (1882–1883) и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом» (1883–1884). Эти масштабные полотна, достигающие пяти метров в длину, посвящены ключевым эпизодам истории Древней Руси X века и являются неотъемлемой частью музейного собрания. Картины были специально заказаны к открытию музея в 1881 году его основателем графом Уваровым и с конца 1880-х годов занимают центральное место в экспозиции.
Единственный раз произведения подвергались реставрации в 1930-х годах в рамках переоформления советской выставки, тогда же было изменено их размещение. С течением времени и под влиянием естественных процессов красочный слой утратил яркость, появились следы загрязнений. Предстоящие работы по реставрации, которые пройдут прямо в музейных залах, направлены на бережное удаление этих наслоений и возвращение картинам их первоначальной цветовой насыщенности.
Генрих Семирадский, признанный мастер исторического жанра, был не только востребованным художником своего времени, но и пользовался уважением у историков и императора Александра III. Его монументальные произведения основаны на свидетельствах арабских и византийских авторов, описывающих погребальные обряды восточных славян.
Необычный выбор сюжетов связан с научным подходом к созданию живописи: Семирадский, проживавший в Риме, тесно сотрудничал с графом Уваровым, что обеспечило исключительную глубину исторической реконструкции. Подобный альянс художника и ученого был редкостью в художественной практике второй половины XIX века, когда шло становление как отечественной исторической науки, так и нового направления в живописи. Однако на протяжении всего XX века эти полотна оставались в тени научного внимания: их академическая манера казалась устаревшей, а сюжетная сложность требовала дополнительных усилий по интерпретации для широкой публики.